|
Он заявил о том, что властям республики уже известно имя лидера мятежников, захвативших здание областной администрации Андижана. Им является Кабул Парпиев, ранее работавший в аграрном секторе области. Глава МВД заявил, что его не удалось захватить в ходе операции.
Как сообщил министр иностранным журналистам и главам дипломатических миссий, аккредитованным в Узбекистане и выехавшим в Андижан, "в ходе ликвидации бандитов, которые напали на город, задержаны 100 преступников, изъято 269 автоматов". При этом среди изъятого оружия "обнаружено 84 автомата, завезенных в республику извне".
По данным узбекского МВД, которые озвучил генерал-полковник Алматов, во время беспорядков в Андижане 13-15 мая погибли 108 мирных жителей и 32 сотрудника правоохранительных органов. Среди 108 мирных жителей "100 погибли от рук бандитов и 8 - от шальных пуль". "Чтобы понять, что здесь происходило, что мы пережили, надо было в те дни побывать в шкуре рядового милиционера или министра внутренних дел", - сказал Закирджон Алматов.
До сих пор весь остальной мир смутно себе представляет, что же произошло в узбекских городах Андижане и Пахтаабаде. Сведения, полученные из различных источников, и противоречивы, и чудовищны. Власти республики назвали официальное число погибших при подавлении вооруженного восстания (или мятежа, или бунта). Минувшей ночью в больнице умер милиционер, получивший ранения в ходе беспорядков, он стал 170-й жертвой.
Однако, по данным, представленным правозащитными организациями, жертвами стали 745 человек. При этом в Андижане были убиты 542 человека, 203 - в Пахтаабаде. Еще 13 тел, среди которых женщины и дети, были найдены на границе Узбекистана и Киргизии.
События в Андижане вызвали поток беженцев из Узбекистана в соседнюю Киргизию. Более 500 человек в субботу прорвались через пограничный кордон на киргизскую территорию в районе местечка Тешик-Таш Сузакского района Джалал-Абадской области Киргизии. Такое впечатление, что люди бежали в панике от чего-то очень страшного. Однако президент Узбекистана Ислам Каримов утверждает, что в Андижане не погиб ни один мирный житель. "Ни один мирный житель не убит. Утверждение о 500 убитых - домысел и преднамеренная дезинформация", - сказал глава государства.
Характерная деталь: глава внешнеполитического ведомства Великобритании Джек Стро осудил узбекские власти за использование силы против демонстрантов в Андижане. Сначала МИД Узбекистана просто проигнорировал британское заявление. А потом, позже, напомнило дипломатам Ее Величества, что Соединенное Королевство находится слишком далеко от Андижана, чтобы там могли реально понимать, что же на самом деле произошло в Узбекистане.
Надо отметить, что выступление министра внутренних дел Узбекистана стало за последнее время наиболее информационным. По его словам, экстремисты, захватившие здание областной администрации в Андижане, выставили впереди себя женщин и детей, облили их бензином и под покровом ночи ушли из захваченных зданий.
Когда мятежники прорывались из кольца, продолжил министр, они расстреляли несколько десятков мирных жителей. Бандиты не пощадили даже врачей "скорой помощи", которые приехали за ранеными. Кроме того, руководитель Андижанской областной администрации Садулла Бегалиев сообщил о том, что 13 мая мятежники взяли заложников, в числе которых оказались прокурор и глава налоговой инспекции города. "Через некоторое время бандиты застрелили их", - сообщил Садулла Бегалиев.
"Около 20:00 местного времени (19:00 мск) 13 мая бандиты разделились на три группы и, прикрываясь женщинами и детьми, вышли из кольца окружения, при этом я дал команду всем блокпостам выпустить их, чтобы сохранить жизнь заложникам", - доложил глава узбекского МВД. Он подтвердил, что заложников было около 50 человек. Генерал-полковник Алматов дал команду органам внутренних дел пропустить все группы экстремистов к киргизской границе, до которой от Андижана не более 30 километров.
Журналисты смогли побывать в здании Андижанской областной администрации. Там разграблены многие кабинеты, поломана мебель, один из корпусов административных зданий выгорел на одну треть полностью. Как рассказывают офицеры спецподразделений, принимавшие участие в освобождении зданий, они дали команду бойцам не открывать огонь, чтобы спасти жизнь заложников.