|
Вопрос о собственности на землю, который будоражил средневековую Европу и не раз становился причиной конфликтов между Церковью и светскими властями, оказывается, актуален и сегодня. На родине Иисуса, где места мало, а желающих его занять очень много, он является самым, что ни на есть, животрепещущим. Иерусалим, как известно, является центром трех мировых религий, и каждая из конфессий считает своим долгом иметь в священном городе свою общину. На слуху, разумеется, конфликты между живущими в городе иудеями и мусульманами. Между тем и внутри христианской общины гремят нешуточные страсти. Причем, отнюдь не духовного свойства.
Все началось с того, что широкой общественности стали известны детали сделки, заключенной представителями Иерусалимского патриархата с группой евреев-бизнесменов. В соответствии с условиями договора два отеля вокруг Яффских ворот, в старой части Иерусалима, и земельные участки, на которых гостиницы расположены, были переданы израильским предпринимателям в долгосрочную аренду (на 199 лет). Сделка вызвала возмущение палестинцев, которые тут же заявили о том, что патриархат вступил в негласный контакт с израильским правительством, которое якобы и спонсировало передачу собственности израильтянам. Реакция мусульман понятна: результатом сделки могло стать то, что евреи оказались бы в районе, который палестинцы рассматривают как будущую столицу своего государства. Масло в огонь подлило то обстоятельство, что человек, который получил от иерарха полномочия доверенного лица, исчез после того, как со счетов Церкви пропал почти $1 миллион.
Сам Ириней отрицал и свое участие в подготовке к заключению договора, и уж тем более какие-то особо дружеские отношения с правительством Израиля. А мировые СМИ напоминают, что израильское руководство признало Иринея Патриархом только в январе 2004 г., хотя Синод избрал его еще 2001 г. после кончины Патриарха Диодора I. Дело в том, что Тель-Авив подозревал его в проарабских настроениях и слишком тесной дружбе с тогдашним главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом.
Однако эти аргументы не убедили других иерархов, и в начале мая 12 из 18 членов Синода Иерусалимской церкви проголосовали за смещение Иринея. Патриарх это решение не признал, не спешат и лидеры соседних государств. И вот сегодня в Стамбуле, до сих пор именуемый представителями Православной церкви Константинополем, открылся Большой Собор, на котором основные православные иерархи должны, в частности, определить судьбу Иринея и его экономической деятельности. Судя по всему, судьба эта будет незавидная. Хотя низложенного Патриарха пригласили на Собор, скорее всего, роль ему отводилась чисто церемониальная – Иринею предлагалось со смирением взирать на то, как "коллеги" разносят в пух и прах все его достижения. И уже ближе к вечеру стало известно, что иерархи отказываются признавать Иринея Патриархом.
Формально решение Собора не имеет какой-либо юридической силой, что недвусмысленно дал понять сам Ириней, который заявил, что "Патриарх умирает патриархом". Впрочем, решение Собора может поспособствовать тому, что Ириней окажется в изоляции и будет вынужден уйти добровольно. Однако Патриарх, похоже, настроен решительно, и Православная церковь вполне может оказаться в не более завидном положении, чем опальный иерарх. Дело в том, что решением Собора наверняка будут обрадованы православные арабы, но вот христиане-евреи едва ли отступятся от своего Патриарха. А это уже попахивает расколом.
Между тем судьба земель, которая для всех, кроме верующих является ключевой в этом скандале, пока остается неясной. Сохраняющийся статус-кво едва ли продлится долго. Ведь бизнесмены-арендаторы наверняка заявят свои права на отели, сославшись на то, что сложности внутрицерковной политики их мало волнуют. А вот реакция иерусалимских арабов выглядит почти непредсказуемой. За одним исключением: дружелюбной она точно не будет.