Прогноз экспертов: Ходорковскому дадут 30 лет

Читать в полной версии →
После вынесения приговора Ходорковскому эксперты гадают, отсидит ли экс-глава "ЮКОСа" весь срок или его выпустят досрочно. Есть версия, что срок заключения нефтяного магната может увеличиться




Сегодня уже немного поутихли страсти после вынесения приговора нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому, и политики, бизнесмены, журналисты стали гадать, отсидит ли экс-глава "ЮКОСа" весь срок или его выпустят досрочно. Между тем Платон Лебедев полагает, что они с Ходорковским вполне могут не досидеть до конца срока. Просто потому, что их убьют.

"В ближайшее время "подставные правоприменители" устроят новые провокации, и для того чтобы скрыть следы своих преступлений и злоупотреблений властью, они способны пойти на нашу с Михаилом фактическую ликвидацию", - сказано в распространенном сегодня Лебедевым заявлении. Он обратился к своим сторонникам, сказав, что его "поражает и восхищает" их мужество, так как, "несмотря на риски возможных репрессий со стороны полностью деградировавших и коррумпированных чиновников из разных "ведомств", они противостоят им, "не поступаясь своей совестью и убеждениями". Свое осуждение Лебедев назвал "аферой XXI в.", преступность намерений и методов устроителей которой он собирается доказывать всеми силами. "Вместе с тем ни у кого не должно быть обиды на нашу страну, чувства потерянности и безнадежности, так как проблема не в нашей любимой стране, а в том системном кризисе, к которому ее привели деградировавшие чиновники, - отметил Лебедев. - Свои чувства глубокого презрения и ощущения мерзости к тому, что они "творят", я уже на суде выразил".

Между тем американский Wall Street Journal считает, что суд вынес приговор - девять лет тюремного заключения, с расчетом на то, что Ходорковский будет находиться в тюрьме до 2012 г., то есть он останется в стороне даже не от одних президентских выборов, а от двух. Впрочем, большинство российских экспертов полагают, что определяющим будет 2008 год: Ходорковского могут выпустить либо сразу после выборов президента, либо незадолго до этого.

Председатель комитета Совета Федерации по экономполитике Оганес Оганян констатирует, что через четыре-пять лет минус те полтора года, что Ходорковский и Лебедев уже провели под следствием, они выйдут на свободу по амнистии. С ним согласен политолог Станислав Белковский, который говорит, что экс-глава "ЮКОСа" будет сидеть не дольше, чем продержится Путин у власти, - до весны 2008 года.

Впрочем, политолог не исключает и другого варианта развития событий: "Вполне возможно, что в ближайшие дни некоторые либералы в окружении Путина заговорят о помиловании, Ходорковский должен будет написать прошение, в котором формально признает свою вину, и милостивый государь помилует узника".

Дмитрий Рогозин, председатель фракции "Родина", считает, что Ходорковского освободят сразу, как только он "окончательно утратит шансы на участие в выборах 2008 года": "По сигналу в Кремль пожалуют ходоки, и Кремль изобразит торжество либерализма".

Как заявил независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков, девять лет - это не случайная цифра. Ровно столько у нас шли рыночные реформы - с 1991 по 2000 гг., до прихода Путина к власти. Все так называемые преступления, которые инкриминированы Ходорковскому, - это были обычные бизнес - дела 90-х гг. - векселя, взаимозачеты, бартер, инвестиционные конкурсы при приватизации, перепродажа пакетов акций, использование внутренних оффшоров. Это все было легально и имело массовый характер, в этом участвовали сотни тысяч предпринимателей.

Между тем, официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова в день вынесения приговора подтвердила намерение прокуратуры предъявить Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву новые обвинения в присвоении $11 млрд и их отмывании. Согласно Уголовному кодексу, после второго суда срок лишения свободы Ходорковского и Лебедева может увеличиться до 30 лет.

В основу нового уголовного дела легли материалы, обнаруженные следователями в июне 2003 г. в банке "Траст", обслуживавшем финансовые потоки "ЮКОСа". В частности, в распоряжение правоохранительных органов оказалась документация о взаимоотношениях головной компании с трейдерами, закупавшими в России нефть по цене около $45 за тонну и продававшими ее по $150 на Западе. По версии Генпрокуратуры, в результате применения этой схемы были ущемлены интересы добывающих компаний, чью нефть продавал "ЮКОС", и они недополучили ни много ни мало $11 миллиардов, что является для отечественного правосудия беспрецедентной суммой.

Стоит отметить, что вторая жена бывшего самого богатого человека в России Инна назвала приговор мужу преднамеренным убийством. "Миша был отправлен на эшафот, чтобы обеспечить диктаторскую власть Путину", заявила она в интервью западным журналистам. Она также сообщила, что после ареста мужа ее жизнь кардинально поменялась. Если раньше у них в доме была прислуга, то теперь пришлось продать дом, заниматься покупками, приготовлением еды и оплатой квитанций.

Однако не все придерживаются мнения, что приговор Ходорковскому повлияет на отношение мирового сообщества к России.

США уже заявили, что не видят причин сокращать масштабы сотрудничества с Россией и приостанавливать ее членство в "Большой восьмерке". По словам руководителя пресс-службы госдепартамента США Ричарда Баучера, "мы ясно дали понять, что участие России в международных институтах носит позитивный характер, что изоляция России ни к чему хорошему не приведет".

По словам Баучера, для США слишком важны сложившиеся деловые отношения с Россией, утвержденные программы взаимодействия в правоохранительной и антитеррористической сферах, программы ликвидации ядерных материалов и в целом "очень позитивное сотрудничество, которое у нас наладилось с Россией", чтобы жертвовать всем этим в пользу защиты одного олигарха.

Европа тоже однозначно определила свою позицию в "деле ЮКОСа". Судебный приговор по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева был признан внутренним делом России. Официальный представитель Еврокомиссии Эмма Гудвин заявила, что официальные органы Евросоюза не намерены его комментировать. Она подчеркнула, что объединенная Европа использует "любую возможность напомнить российским партнерам, насколько важно для России создание стабильного, прозрачного и недискриминационного климата для инвестиций", однако при этом она "не комментирует детали отдельных судебных процессов".

Российские политики еще в день вынесения приговора были уверены, что дело Ходорковского и Лебедева не испортит отношения России с миром. "Я уверен, что это никак не повлияет на имидж России, потому что в любой развитой стране периодически происходят подобные процессы. Вспомним компанию "Энрон" в США, "Пармалат" в Италии", - заявил первый заместитель Председателя Комитета ГД РФ по безопасности Михаил Гришанков.

"На имидж России влиять должно то, что у нас совершаются преступления, а за них никто не отвечает. Мы действуем так же, как все цивилизованные страны. Вы посмотрите, как в Америке лидеров крупных компаний осуждают на 10-20 лет и никто ничего не кричит, потому что преступление - против налоговой системы", - продолжает тему член Совета Федерации Валерий Федоров. Его поддерживает коллега Александр Калита, утверждая, что "самое тяжелое преступление в США и в Западной Европе, - это уклонение от налогов".

Сенаторы, судя по всему, имеют в виду американского мультимиллионера Уолтера Андресена. Он задолжал государственной казне 450 миллионов долларов и был арестован в США весной этого года. Кроме того, можно вспомнить и арест японского миллиардера Иосиаки Цуцуми, лишившегося свободы за грубое нарушение финансового законодательства.

Судя по международной реакции на приговор, определенность, внесенная в дело о крупномасштабном мошенничестве, только повысила рейтинг России, доказав, что страна готова и способна жить в правовом поле, закончив тем самым период "дикого капитализма. Об этом говорит Александр Калита: "От нас Запад и все бизнесмены ждут не защиты Ходорковского, а ждут правового поля, нормального, цивилизованного. И когда они поймут, что мы действительно стоим на страже, правовой защите каждого бизнесмена, тех, кто честно работает, честно покупает, наоборот инвестиционный климат улучшится".

Как оказалось, долгое следствие и затянувшееся вынесение приговора было на руку самому Ходорковскому. До тех пор, пока суд не поставил точку в этом процессе, иностранные дипломаты остерегались заявлять свою позицию в этом вопросе. Лишь отдельные представители конгресса США позволяли себе высказать свое личное мнение об "узнике совести Ходорковском". Как только руководители ЮКОСа были осуждены, оказалось, что зарубежные страны не намерены давить на Россию, а напротив, готовы считаться с ее мнением и не вмешиваться во внутренние дела самостоятельного государства.

Евгения ЧУБАХА |
Выбор читателей