|
Возможно, поэтому мнения политологов подчас полностью совпадали с официозом обеих государств. Так, сопредседатель Совета по национальной стратегии, председатель Национального гражданского совета по международным делам Сергей Марков заявил, что "Грузия не желает признавать своих ошибок и винит во всем Россию", хотя как раз за 15 лет независимости "Грузия вновь опустилась до уровня стран Средней Азии и по бедности стоит на третьем месте после Таджикистана и Молдовы". В свою очередь, один из ярых сторонников нынешнего грузинского президента политолог Паата Закареишвили публично потребовал, чтобы Россия начала относиться к Грузии "как к равному по значимости государству".
Но, несмотря на прежние споры, можно с большой вероятностью утверждать, что в российско-грузинских отношениях произошел определенный политический сдвиг. Как отмечали участники конференции, в последнее время камнем преткновения между Москвой и Тбилиси являются российские базы, находящиеся на территории Грузии. Однако недавнее заявление глав МИД обоих государств о том, что к 2008 г. все российские базы будет полностью выведены с территории Грузии если и не полностью удовлетворило грузинских политиков, то, по крайней мере, поставило точку в долгом споре.
Возможно, поэтому после общения с Михаилом Фрадковым грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели выступил в минувшую пятницу с непривычно дружелюбными заявлениями: "Я думаю, что в последнее время есть серьезный позитив в отношениях Грузии и России, и данный вопрос, как и другие важные вопросы, мы сможем решить в ближайшее время". При этом г-н Ногаидели добавил, что Грузия готова в одностороннем порядке упростить визовый режим с Россией. А Михаил Саакашвили объявил, что Грузия выступает за восстановление культурных и человеческих отношений с Россией и каждый российский инвестор и его бизнес будет надежно защищен.
В интервью "Yтру" Сергей Марков заявил, что пока трудно с уверенностью сказать улучшатся ли в ближайшее время российско-грузинские отношения: "С одной стороны, Михаил Саакашвили делает оптимистические прогнозы по этому поводу, а с другой – во время визита в Грузию Джорджа Буша он умудрился оскорбить русский народ, поставив его в один ряд с монголами, в то время как именно Россия спасла Грузию от геноцида". Как считает Марков, политическое окружение Саакашвили так и не смогло разобраться, что такое сильная Грузия – та, которая сможет договориться и заключить мир со своими национальными меньшинствами, или та, которая создаст сильную армию и жестоко их подавит. "Поэтому обострение отношений с Россией, которая ощущает ответственность за осетин и абхазов, вполне возможно", – полагает политолог.
По мнению Сергея Маркова, самое главное, что произошло на конференции – это то, что начал налаживаться диалог между неправительственными организациями. "Часть представителей гражданского общества в Грузии влилась во власть, а часть стала занимать независимую позицию. Именно эти представители общества в августе 2004 г. оказались поддержать военную авантюру в Южной Осетии. Это более независимое общество мы и увидели там", – отметил Марков. Большое значение политолог также придает достигнутым на конференции договоренностям: была создана рабочая группа по российско-грузинским контактам неправительственных организаций. Рабочее название – "Российско-грузинский общественный совет". Уже решено, что его первыми программами станут организации встреч экспертов и журналистов, а также подготовка обменов по образовательным программам. "Вся эта работа должна создать фундамент долгосрочных добрососедских отношений между нашими странами, помочь им преодолеть кризис доверия", – заключил Сергей Марков.