Страшные тайны московских водоемов

Читать в полной версии →
Московские реки, пруды и озера таят в себе целый набор вредных веществ, а информации о загрязнениях горожане совсем не получают. Москвичи оказались беззащитны перед грязными сточными водами


Фото: mos-zao.ru



Во время энергокризиса, 25 мая, появились сообщения о загрязнении столичных водоемов выбросами из московской канализационной системы и промышленными сбросами. Отсутствие электричества привело к остановке насосов в канализации, остановило работу очистных сооружений. После аварии природоохранные органы официально закрыли для купания десятки московских пляжей.

В нашем распоряжении оказалось несколько официальных документов санитарно-эпидемиологических служб города Москвы (Оценка состояния водных объектов по данным санитарно-эпидемиологической службы ГЦГЭСН г. Москвы за 2003 г., Оценка состояния водных объектов по данным ГУ "Московский ЦГМС-Р" и некоторые другие экспертные заключения), которые нам любезно предоставило российское отделение международной экологической организации "Гринпис". Из документов можно составить мнение об общем состоянии с загрязнением водоемов столицы.

Итак, постоянный анализ состояния московских вод с 1995 г. и по сей день свидетельствует о постепенном снижении уровня концентрации вредных веществ, что эксперты объясняют падением промышленного производства. Однако радоваться рано. С другой стороны, несколько лет назад во взятых пробах вновь фиксировались превышения норм предельного содержания тяжелых металлов (кадмий, цинк, свинец). Это явление увязывается с применением новых противогололедных реагентов. Отмечен рост содержания нефтепродуктов в малых реках, протекающих в промзонах города в Юго-Восточном, Южном и Юго-Западном округах. Практически вся московская вода характеризуется интенсивным микробным загрязнением. Микробов в водоемы, по официальным выкладкам, активно поставляют сточные воды станций аэрации, поверхностные и талые стоки, а также система ливневой канализации.

Рыбакам и купальщикам на заметку. Вода в Москве-реке в документах характеризовалась от "умеренно загрязненной" на северо-западе, где водная артерия только заходит на территорию города, "загрязненной" – до Московского НПЗ, ну, а после – просто "грязной".

Итак, это была официальная информация, основанная на заключениях государственной экспертизы. За развернутым комментарием мы обратились к сопредседателю Совета Международного Социально-экологического Союза (СОЭС) кандидату биологических наук Святославу Забелину.


Фото: locman.net

Почти везде в московских водоемах с чистой водой плохо, если не сказать, что ее практически нет. Причин тому множество, и главная из них – устаревшие на 70-80% основные производственные фонды предприятий. Инвестиции в последнее время направляются, в основном, в производство, а вот в очистку сточных вод деньги вкладывают неохотно. "Если в каком-либо московском водоеме вода соответствует нормам, то это исключительно добрая воля руководителя ближайшего предприятия", – говорит Забелин. Штрафы за загрязнение воды составляют чисто символические суммы. Например, за сброс в водоем одной тонны цианидов, в соответствии с Постановлением Правительства №344 от 12 июня 2003 г., необходимо будет заплатить штраф аж 5 тыс. 510 рублей. Уважаемые читатели, если вы ненароком употребите хоть один миллиграмм этих самых цианидов, весьма высока вероятность смертельного исхода. И это не самый вопиющий пример, есть там цифирь и покруче.

Хотите еще вопиющих примеров? Пожалуйста. На юго-востоке Москвы расположился Кузьминский парк, где часто гуляют родители с детьми, а особо отчаянные граждане купаются в местных прудах. Притом, что еще около восьми лет назад экологи получили информацию о захороненном здесь боевом отравляющем газе – иприте. И что вы думаете, информировали нас за эти годы власти об иприте в Кузьминках? По словам экологов из СОЭС, ни разу!

Следующая проблема – мониторинг состояния водоемов и информирование общества о зафиксированных загрязнениях. Все, наверное, наслышаны от так называемых нормах содержания вредных веществ в воде, воздухе, почве – предельно допустимой концентрации (ПДК). Водоемы, к сожалению, такая изменчивая среда, что уровень концентрации вредных веществ в них меняется постоянно. Вчера пробы были в норме, а с Yтра кто-нибудь добрый слил неочищенные стоки в искомый прудик или дождик прошел кислотный...

Помните, в советское время в каждой квартире была радиоточка. Одной из важных функций радиоточки являлось оповещение граждан о катастрофах и природных бедствиях. Сейчас как система гражданской обороны радиоточки не работают, а ничего нового так и не создали. (Кстати, во время массового отключения электричества москвичи как раз и остались без информации о происходящем.) В идеале информирование о мониторинге экологической среды должно быть постоянным.

А пока общество не может эффективно контролировать экологическую ситуацию, экологи советуют не купаться в московских водоемах. Как сказал Святослав Забелин, "с точки зрения ученого-естественника, нельзя открывать один пляж и закрывать другой на одной и той же реке". Это просто против здравого смысла. Особенно после энергокризиса 25 мая. Самое опасное для человека загрязнение водной среды – биологическое, когда в воду попадают возбудители опасных болезней (дизентерия и прочие "радости"). При аварии 25 мая в водоемы как раз и попадали канализационные стоки – главный источник биологического загрязнения.


Фото: locman.net

Чтобы выслушать обе стороны, мы обратились за комментариями в московское отделение Росприроднадзора. В пресс-службе не представившийся сотрудник отослал нас к официальным публикациям отчетов мониторинга, сказав, что больше информации они дать не могут. Итак, официально временно запрещено купание в зоне отдыха "Тропарево" (ЮЗАО), а также в принятых условно (что бы это значило, господа чиновники?) зонах "Левобережный", "Водный стадион", "Академические пруды" (САО). Не приняты в эксплуатацию зоны отдыха с купанием – "Серебряный бор-2", "Серебряный бор-3" и "Химки-2" (СЗАО). Без купания приняты зоны отдыха: "Борисовские пруды", "Герценовский пруд", "Беккет", "Верхне-Царицынский пруд" (ЮАО). Условно без купания приняты: Головинские и Ангарские пруды, прибрежная зона у ЖСК "Лебедь", пруд в парке "Дружба", залив "Кирпичного завода" (САО), "Терлецкая Дубрава", "Кусково", "Серебряно-Виноградный пруд", "Лебедянский пруд", "Оленьи пруды", "Черкизовский пруд", "Путяевские пруды" (ВАО). Остальные водоемы, видимо, считаются безопасными.

Пожалуй, одной из главных причин плачевного положения водоемов наших городов следует признать постоянные перетряски системы природоохранных органов, называемые почему-то реформами. Авторитетные эксперты в области экологии уже несколько лет говорят о "деэкологизации" российской власти. Так, в 2000 г. система учреждений охраны природы была фактически ликвидирована. А потом, в ходе административной реформы, появились два функционально дублирующих друг друга монстра – Ростехнадзор и Росприроднадзор. В таких условиях говорить о государственной политике в сфере охраны природы просто не приходится.

Выбор читателей