Финляндия останется другом России

Читать в полной версии →
В последнее время в отношениях между Россией и Финляндией наметилась определенная напряженность. Но российские эксперты убеждены в том, что разрешить подобные недоразумения достаточно просто


Фото AP



Одним из главных партнеров России в Северной Европе по-прежнему остается Финляндия. Пожалуй, именно такой итог можно подвести под встречей российского премьера Михаила Фрадкова и его финского коллеги Матти Ванханена, которая состоялась вчера в Москве. Как заявил финский премьер, экспорт из Финляндии в Россию за прошедшие 3 месяца увеличился на 32%. В свою очередь, Михаил Фрадков сообщил, что товарооборот между двумя странами за последний год вырос до 10 млрд евро. При этом, по словам Фрадкова, на прошедших переговорах обсуждались темы, "которые позволят увеличить эти цифры".

И все же, несмотря на оптимистические заявления и цифры, руководителям правительств двух стран было сложно скрыть, что в последнее время в отношениях между Россией и Финляндией наметилась определенная напряженность. Недавно Финское информационное агентство – Suomen Tietotoimisto – опубликовало любопытное исследование о том, как российская и финская пресса освещает отношения между двумя странами. Как признают сами финны, после развала Советского Союза финские масс-медиа практически полностью отказались от позитивных новостей о России. Позитивные отклики можно прочитать лишь о российской культуре и спорте, остальные материалы, в которых упоминается наша страна, посвящены терроризму, преступности и русским проституткам в Финляндии. Как отмечается в этом же исследовании, позитивные новости о России в финских СМИ составляют не более 10%, в то время, как в российской прессе критические высказывания по отношению к Финляндии содержатся лишь в 7% новостей.

Причин ухудшения российско-финских отношений может быть несколько. Вероятно, одна из главных – отказ Финляндии помочь России урегулировать отношения со странами Балтии. По вполне понятным историческим причинам общественное мнение Финляндии куда более симпатизирует Эстонии, Латвии и Литве, чем России, а потому финским властям было бы сложно выступать в роли нейтрального арбитра, даже если бы они очень этого захотели.

Впрочем, официальный Хельсинки вряд ли горит желанием оказать России эту дружескую услугу. Дело в том, что, по мнению финской стороны, в последнее время Россия стала весьма пренебрежительно относиться к своему северному соседу. В качестве доказательства финны указывают на многочисленные нарушения российскими военными самолетами воздушного пространства Финляндии. В мае финский МИД даже выступил с официальным заявлением, в котором указывалось, что эти нарушения происходили в пределах Финского залива, когда российские самолеты пролетали над южной частью Аландских островов, на пути в Калининградскую область или возвращаясь из Калининградской области. Вчера на переговорах Фрадков, по сути, отмахнулся от этих претензий, заявив, что в этой ситуации "больше наносного, чем существенного" и финской стороне не следует "драматизировать ситуацию, связанную с непреднамеренным нарушением российскими самолетами воздушного пространства Финляндии".

Вряд ли такая реакция российского премьера порадовала финнов. Разумеется, финская сторона не считает нарушение своего воздушного пространства политической и уж, тем более, военной провокацией России. Однако в Хельсинки убеждены, что пилоты, летающие международным воздушным коридором между Петербургом и Калининградом, не склонны всерьез относится к его узким границам, а их высокие начальники не желают понимать, что в Финляндии к неприкосновенности собственных границ относятся с большим пиететом.

И все же в России многие серьезные эксперты убеждены в том, что разрешить подобные недоразумения достаточно просто. Прежде всего, потому, что у нас очень много точек соприкосновения. Оптимистично настроен директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике Андрей Федоров. "Сейчас происходит восстановление российско-финской торговли, – отмечает он, – эта страна становится одним из наших наиболее надежных торговых партнеров. Через нее проходит процентов 20 или больше импортных грузов, которые попадают в Россию. Для наших автотранспортников финский коридор – один из ключевых. Финляндия готова принимать все более активное участие в нашей деревообрабатывающей, целлюлозной и бумажной промышленности. А значит, эти отрасли будут становиться более цивилизованным. С участием финнов, к примеру, мы сможем поставлять на экспорт не только щепку, но доску".

По мнению политолога, также очень важно и российско-финское приграничное сотрудничество. "Так называемый "Регион Карелия" – один из наиболее динамичных экономико-технологических комплексов. В ряду наших совместных энергетических проектов – новый газопровод на Германию, разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения. Финские коллеги могут очень помочь нам в развитии технопарков, поскольку именно в технопарках Финляндии выросли наиболее эффективные проекты, такие, к примеру, как Nokia", – заявил Федоров.

Что касается политических аспектов взаимоотношений, то сейчас, считает Андрей Федоров, несмотря на все недоразумения, Финляндия остается нашим другом и союзником. "Недаром, когда в ЕС обсуждалась возможность введения поста комиссара по России, то говорили, что им должен быть обязательно финн. Главное сейчас – решить вопросы оптимизации торговли, – убежден политолог, – тогда никакие недоразумения, вроде нарушения воздушных коридоров Финляндии нашими самолетами, российско-финским отношениям не помешают".

Юлий ЛЕБЕДЕВ |
Выбор читателей