|
Первым кремированным здесь покойником стал 66-летний иммигрант из Латвии. Так как он не еврей и на него не распространяется действие законов иудаизма, особого скандала прецедент не вызвал.
Основные проблемы с кремацией в Израиле связаны с не очень приятными воспоминаниями о Холокосте. Как рассказывает Алон Натив, директор похоронного дома с красивым названием "Алей шалехет" ("Осенние листья"), он верит, что дает людям возможность выбрать, каким образом уйти из этого мира.
Площадей для кладбищ в стране становится все меньше, поэтому приходится изобретать все новые способы экономичного захоронения покойников. Многим гражданам Израиля приходится платить дополнительные деньги за то, чтобы забронировать себе "место на будущее", и это несмотря на то что правительство субсидирует похоронные общества.
Но Алон Натив думает, что кремация – это не только вопрос экономии, но и вопрос свободы выбора человека, которая "тоже стоит денег". По его наблюдению, услуги "Алей шалехет" вызывают большой интерес в основном у иммигрантов - по большей части, у граждан бывшего Советского Союза. Многие из них, по ортодоксальным иудейским понятиям, евреями считаться не могут, поэтому запрет на кремацию их никак не затрагивает.
Однако мода на кремацию распространяется и среди так называемых светских евреев, многие из которых считают неприемлемой иудейскую традицию захоронения в саване, а не в гробу. Однако менеджеры из "Осенних листьев" стараются не оскорблять чувства правоверных иудеев. Пока проблема остается настолько деликатной, что в умах многих израильтян сама идея кремации вызывает образы печей, использовавшихся нацистами во времена Второй мировой. По этой причине даже точное местонахождение крематория держится в секрете.
Джонатан Розенблюм, представитель общества ортодоксальных евреев, рассказывает, что единственным случаем, когда в Израиле была совершена кремация, было сожжение тела нацистского военного преступника Адольфа Эйхманна в 1962 году. "Кремация Эйхманна была в определенном смысле местью еврейского народа за то, что 6 млн евреев оставили мир не в соответствии с иудейскими похоронными традициями, и значительная часть вины за это лежала на этом человеке", - объясняет Розенблюм.