Бэтмен: начало (Batman Begins)
США, 2005
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Лиам Нисон, Морган Фриман, Гэри Олдман, Кен Ватанабе, Том Уилкинсон, Рутгер Хауэр
|
Однако имя режиссера, раскрученный сюжет и огромный бюджет (ставший в Голливуде привычным, а для нас равный примерно всему, что истрачено на кино за последние лет пять), заставляли с уважением отнестись к проекту. До того момента как, собственно, довелось его лицезреть.
Крис Нолан известен по двум фильмам: "Memento" (2000) и "Бессонница" (2002), первый из которых просто очень хорош, а второй – с Аль Пачино в главной роли, что говорит об уровне режиссера (стареющая мегазвезда в последние годы у абы кого и абы где не снимается). Более того, сам Спилберг утверждал в одном из интервью пару лет назад, что восхищается Ноланом и уверен, что теперь, если что случится, есть на кого оставить американское кино. Парню всего 35 лет, а бюджеты его фильмов растут просто в геометрической прогрессии – это факт.
Но вот с "Бэтменом" у Нолана что-то не заладилось. Вообще, никому не удалось приблизиться к кинематографическому уровню первых двух фильмов, снятых Тимом Бертоном. В чем тут дело – помимо величия Бертона, – понятно: сколько можно выжимать соки из фабулы, когда уже все исчерпано до дна. Да, персонаж благодарный, да, история бесконечная, но снимать, столь же бесконечно ухудшая исходник, – дело довольно бессмысленное. Понятно и то, что зрителю сколько не дай – все схавает, семейный просмотр дело такое: вложил доллар – получил десять, продюсеры считать умеют...
И все же жаль. Жаль, что многообещающий режиссер выступил в данном случае как бездарный статист. Зачем звать человека с именем, доверять такие деньги ($135 млн), если изначально у него нет на этот счет концепции? Приквел "Бэтмена" снят настолько предсказуемо, что за два с лишним часа можно выспаться, не упустив ни кадра.
Вся новизна нолановского извода в том, что дело происходит не в вымышленном вневременном городе (хотя он называется по-прежнему Готэмом), а в современном мегаполисе, до боли напоминающем Нью-Йорк. Собственно, тревеллинги с вертолета по-над ним и есть, машины все сплошь узнаваемых марок, костюмы от Бриони, платья от Гуччи... Никакой тебе сказочности, вплоть до объяснения ситуации с превращением простого мальчика, у которого на глазах убили родителей-миллиардеров, в Летучую Мышь самыми банальными мотивами. Сначала страх, потом месть, в финале – чувство справедливости и всепрощения. Как у всякого настоящего патриота-американца. Девиз прост как хозяйственное мыло: Добро обязательно победит Зло, если как следует разозлится.
В роли Зла выступают Лайэм Нисон и Рутгер Хауэр, но как-то не особенно убедительно. С чего они такие плохиши, вовсе невдомек. Как и то, зачем звать даже в эпизоды звезд уровня Гэри Олдмана или Майкла Кейна, если характеры их персонажей плоские, как на картинке из журнала тех самых комиксов? Впрочем, при таких деньгах можно всю голливудскую братию заставить голыми канкан плясать.
Все трюки выполнены на компьютерах, и уже видно, что технология эта отработана до такого уровня, что становится просто тоскливо: абсолютно ничего нового. Понятно, что в какие-то моменты все будет взрываться, гореть и стрелять из всех отверстий. Ради этого неинтересно ходить в кино, если тебе больше 12 лет.
Самое разочаровывающее в этом бессмысленном приквеле – даже не актерская игра, которой просто нет. И не идиотские драки на мечах в период "обучения" будущего Бэтмена в каком-то квазитибетском монастыре, где из него выковали настоящего инде... пардон, ниндзя. А полнейшее равнодушие авторов к своему детищу. В каждом кадре через абсолютно предсказуемые дырки в сюжете сквозят сумма калькуляции, острый продюсерский глаз и ноль эмоций режиссера. Крис Нолан явно отрабатывает номер, он не любит старого доброго Бэтмена и ему до лампочки мафия Готэм-сити. Поэтому персонажи не живут, а работают в кадре, не говорят, а вещают прописные истины, столь органично выглядящие в облачках, вырывающихся изо рта персонажа комикса. Но тут кино, тут надо как-то оживить рисунок, дать ему новый импульс – то, что так умело сделал Бертон, придумывая свой необычайный мир, либо, как новейший Родригес, перенося комикс на пленку с абсолютной точностью. В общем надо как-то по-особому выпендриться.
Когда же за основу взята сказка, а на выходе получается тухлый боевик про летающего на синтепоновых крыльях придурка в кевларовом костюме, у которого в распоряжении невесть откуда взявшиеся девайсы агента 007, да к тому же уровень владения карате как в гонконгских "бэшках", хочется спросить: а был ли Бэтмен? Ребята, вы же выросли на этих фильмах и сюжетах, почто зверушку обижаете?
Мне хотелось бы, чтобы с этим скучным, бесталанным, неоправданно дорогим и затянутым "Бэтменом" американцы миновали, наконец, пик своего кинокомиксного бума. Недаром Лукас нашими "Дозорами" интересуется. Понятно, что под мелодраму из жизни пуэрто-риканского гетто 100 миллионов хрен получишь. Ну, тогда – даешь фэнтези. Или просто качественного кино, да побольше. А то потраченного времени жалко.
Российская премьера состоялась 16 июня