Феллини и его женщины: это так неприлично!

Читать в полной версии →
В рамках Недели Феллини в Москве открылись две выставки. Если экспозиция в Пушкинском музее выглядит относительно благопристойно, то в проекте Галереи на Солянке режиссер делится самыми разноплановыми сексуальными переживаниями


Фото: kak.ru



В последнее время в столичной культурной жизни обозначилась весьма определенная тенденция к сложносоставным мероприятиям. Современная выставка непременно должна сопровождаться презентаций увесистой книги, ретроспектива известного кинорежиссера – выставкой, а презентация книги – концертной программой. С одной стороны, комплексный подход способствует полному погружению зрителя/читателя/слушателя в предлагаемый материал, с другой – содействует сплочению элитной тусовки, которая, как правило, курирует подобные мероприятия. А в случае с Неделей Феллини, проходящей под официальным патронатом XXVII Московского международного кинофестиваля, звездные кураторы играют полной командой: Никита Михалков (президент ММКФ), Наум Клейман (директор Музея кино), Энрико Гасбарра (президент провинции Рима), Ирина Антонова (директор ГМИИ им. А.С. Пушкина), Алессандро Никозиа (директор музейного комплекса Vittoriano), Федор Павлов-Андреевич (президент марки Face Fashion).

Как и предполагает жанр подобных мероприятий, фильмы Феллини покажут, но не много. Кинопрограмма Музея кино, в которую помимо ретроспективы великого режиссера входят документальные фильмы, а также редкие кинокадры из римского архива Синематеки и собрания студии Cinecitta, займет всего три дня. Зато самые достойные почитатели творчества Феллини смогут насладиться показом костюмов из фильмов "Леопард", "Джинджер и Фред", "Дорога", "Сладкая жизнь", "Звездная пыль", "Римские каникулы", "Вчера, сегодня и завтра", "Чочара", "Мужчины предпочитают блондинок", "Порок". Когда-то эти платья носили Клаудиа Кардинале, Софи Лорен, Мэрилин Монро и Одри Хэпберн!

Но главным мероприятием Недели станут две выставки, посвященные графическому наследию итальянского мастера. Рисовать Феллини начала задолго до того, как снял свою знаменитую "Дорогу". Одно время он даже пытался зарабатывать на жизнь, предлагая туристам свои наброски. Однако на выставках, открывшихся в ГМИИ имени Пушкина и в Галерее на Солянке, представлены вовсе не скромные юношеские этюды, а знаменитые эротические рисунки, которыми заполнял свой досуг сексуально озабоченный режиссер.

В экспозицию "Феллини!" в залах Пушкинского музея вошло более 160 рисунков, в том числе ранние карикатуры и шаржи, сделанные в те далекие деньки, когда Федерико работал скромным журналистом. Большая часть выставки посвящена экспериментам Феллини в области сценографии. Сюда вошли эскизы костюмов и декораций, наброски сцен из фильмов, а также 80 фотографий и 10 оригинальных костюмов из фильма "Рим", придуманных самим режиссером.

Если выставка в Пушкинском музее выглядит относительно благопристойно, то проект "Феллини?", представленный в Галерее на Солянке, станет откровением для тех, кому не пришлось ознакомиться с воспоминаниями режиссера, весьма недвусмысленно делившегося с читателем разноплановыми сексуальными переживаниями, преследовавшими беднягу с самого детства. Мощные деревенские проститутки, поигрывающие пышными формами, – чуть ли не самая целомудренная часть экспозиции. Сам Феллини изредка появляется на рисунках в виде маленькой фигурки, зажатой в необъятной женской груди или с благоговением смотрящей на свои творения. Выставку удачно дополняют фотографии-наброски к фильмам, сделанные самим Феллини, а также фотодокументы, связанные с его творчеством.

Кстати, сам режиссер рассматривал свои рисунки и фотографии как хобби, называя их "каракулями" и "мазней" и всячески подчеркивая, что они не особенно интересны. Тем не менее, книга рисунков Федерико Феллини, опубликованная в 2000 г., пользовалась сногсшибательным успехом. В 2003-2004 гг. рисунки показали в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. На московские выставки экспонаты были отобраны из государственных и частных собраний Италии, в частности, из римского музея Vittoriano.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей