Фото: vesti.ru |
Явное предпочтение такой "двухуровневой" системе формирования органов муниципальной власти сейчас отдается по всей стране: она позволяет губернаторам (то есть представителям уже другого уровня власти – государственной) влиять на выбор персоналий глав муниципалитетов, которые по Конституции вообще-то считаются независимыми от государственной власти. Объясняется это срочной нуждой дополнительно укрепить властную "вертикаль". Однако Башкортостан в этом смысле сумел отличиться: в марте здесь прошел референдум, по итогам которого жители республики дружно отказались от права самостоятельно выбирать глав городов и поселений. И попробовали бы не отказаться: единственный вопрос, который был задан в ходе референдума, сформулировали таким образом, что альтернативы предложенной схеме просто не оставалось, а попытки провести альтернативные референдумы были задавлены на корню. Так что вчера республиканские власти пожинали плоды ранее проделанной работы: на 714 депутатских мандатов в местные советы народных депутатов претендовали более 1700 кандидатов. Самый большой конкурс, разумеется, был на места в законодательное собрание республиканской столицы: 149 кандидатов на 35 мест в горсовете Уфы.
Президент Башкирии Муртаза Рахимов, исполнивший свой гражданский долг одним из первых, выразил твердую уверенность в том, что победа достанется самым достойным: "Избранные народом представительные органы получат весьма широкие полномочия, – пояснил он журналистам. – Именно поэтому очень важно, чтобы в советы муниципальных образований были избраны ответственные люди, которые действовали бы исходя из интересов всего народа. Желающих приобрести те полномочия, которыми будут наделены депутаты новых представительных органов, оказалось довольно много. Особенно в Уфе, где кандидаты представляют самые разные слои общества. Кампания, как мы видели, была довольно агрессивной. Однако я убежден, что жители нашей республики уже научились отличать черное от белого, и властью будут наделены действительно самые достойные претенденты".
Впрочем, если не принимать в расчет право назначать главу местной администрации, "широкие" полномочия новообразованных муниципалитетов сводятся в основном к обязанностям. Не подкрепленная реальным содержанием местных бюджетов необходимость принять на себя, например, всю тяжесть жилищно-коммунального обслуживания выглядит сущей насмешкой над местным самоуправлением. Потому что полномочия на нижний уровень власти федеральный центр спустил, а вот с финансовым обеспечением этих самых полномочий у него до сих пор ничего путного не получается. "У нас пока, к сожалению, нет финансовой основы для полноценной эффективной деятельности органов местного самоуправления", – объяснил Мутраза Рахимов и напомнил, что сложный вопрос реализации реформы в установленные сроки планируют еще раз обсудить в Госдуме. Поступили предложения либо отложить его реализацию до 2008 г., либо предоставить самим органам местного самоуправления самостоятельно определить эту дату, отметил он. "Реформа необходима, однако реализовывать ее необходимо продуманно, взвешенно и в условиях финансовой самодостаточности", – сказал президент Башкирии и дал понять, что подведомственная ему республика будет готова к любому обороту событий. Действительно, уже к двум часам дня выборы состоялись в 11 сельских районах и 9 городах. 20%-ный порог явки, установленный местным законодательством, позволил без особого ущерба справиться с главной проблемой подобных мероприятий – низкой активностью избирателей. Которые давно привыкли к тому, что их волеизъявление не влияет на заданный властью курс... К середине дня явка наиболее дисциплинированных сельских избирателей составила в среднем 51%, а по городам – всего 18,4% (в Уфе этот показатель составил и вовсе 11%). Впрочем, не исключено, что срочная потребность в народных избранниках отпадет раньше, чем "штат" муниципалитетов будет полностью укомплектован.
С инициативой отложить реализацию реформы как минимум до 2008 г. недавно выступила группа депутатов фракции "Единая Россия". На самом деле многие регионы самым активным образом лоббировали отсрочку муниципальной реформы еще с 2003 г. – то есть со времени приятия собственно реформаторского закона "Об общих принципах организации местного самоуправления". Однако до сих пор официально подобных инициатив не выдвигали – даже на весеннем заседании Госсовета, где обсуждался ход подготовки к реформе, никто из губернаторов, приглашенных парламентариев и прочих заинтересованных лиц и не заикнулся о том, что хорошо бы ее отложить. Тот факт, что буквально в последний момент с подобной инициативой выступили представители "партии власти", свидетельствует: идея отсрочки нашла поддержку, по крайней мере, у части представителей администрации президента, пользующихся влиянием. Сроки, оговоренные единороссами, заставляют задуматься. Потому что реформа местного самоуправления, если она начнется в следующем году, будет действительно проводиться в авральном порядке: низкую степень готовности к реформе отмечают все – даже ее самые горячие сторонники. Зато по итогам такого "аврала" местное самоуправление нового образца успеет войти в нормальный рабочий ритм как раз к 2008 г., когда придет время выбирать нового президента РФ. А вот если вводить ее с января 2008 г., то весь пресловутый аврал станет фоном президентской кампании, в чем ни один из игроков на этом поле по определению заинтересован быть не может. Потому что 3 года готовились, и нет никаких гарантий, что еще два как-то повлияют на очевидное нежелание региональных властей получить у себя реальное, подлинное местное самоуправление. Так что сама логика отсрочки косвенным образом подтверждает слухи, давно циркулирующие среди политического бомонда: как минимум один из сценариев передачи власти в стране от Владимира Путина наследнику не предусматривает президентских выборов 2008 года.