|
Саму идею "оси" Москва – Пекин – Дели впервые выдвинул, будучи премьером, Евгений Примаков в 1998 году. Но что-то тогда не заладилось: Китай и Индия не захотели во имя усиленной дружбы с Россией портить свои отношения с США и их союзниками. Ведь именно с Запада к ним валом валили инвестиции, а обратно шел такой же вал ширпотреба и "софта". Впрочем, все то же самое имеет место и сейчас, но что-то поменялось во взглядах Пекина и Дели на мировые проблемы, и они с воодушевлением ответили на предложенную им Москвой стратегическую дружбу, о которой вновь заговорил Путин в 2002 году. На встрече во Владивостоке главы МИД трех стран решили: "тройке" быть. Она укрепит мир и стабильность во всем мире, станет "ключевым элементом" международных отношений, будет способствовать как экономическому сотрудничеству, так и борьбе с терроризмом.
Разумеется, такие заявления, даже под "антитеррористическим соусом", едва ли встретят понимание в Вашингтоне, откуда постоянно слышатся прозрачные намеки: многополярного мира не будет – и не надейтесь! Китай уже сам по себе представляет серьезную угрозу миропорядку, сложившемуся "под эгидой" США, а тут еще Поднебесная вздумала союзничать с Индией и Россией. Более того, к своему объединению "тройка" может подключить страны Центральной Азии. Дело в том, что Россия и Китай входят в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), включающую также Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Монголию на правах наблюдателя. Так вот, вскоре после встречи "тройки" состоялся саммит ШОС, на котором было решено принять в организацию Индию, Иран и Пакистан. Пока в качестве наблюдателей. Но это значит, что в ШОС соберется вся "тройка", которая, естественно, будет задавать в ней тон.
Все эти стратегические затеи можно было бы считать очередным геополитическим шоу, адресованным вашингтонским зрителям, но в том-то и дело, что в тройственном альянсе явно просматривается не только (и не столько) политическая, но экономическая подоплека. Для бурно развивающихся Китая и Индии по-прежнему важны их отношения с Западом, однако настало время подумать и о своем энергетическом будущем: о том, за счет каких источников эти две страны в дальнейшем будут покрывать быстро растущие потребности своих экономик в нефти и газе. Запад тут не помощник, а как раз наоборот – конкурент. Зато с Россией в этом плане полное взаимопонимание: у нее есть энергоресурсы, и она готова их экспортировать. Правда, те, что могут достаться азиатским потребителям, еще только предстоит разрабатывать. Но и это не проблема: у Китая и Индии уже есть достаточно свободных финансовых ресурсов, чтобы инвестировать их в нефть и газ. "Качественно новым фактором в энергетическом секторе мировой политики является то, что Китай и Индия теперь выступают в качестве источников иностранных инвестиций в энергетику других государств, причем инвестиций, исчисляемых десятками миллиардов долларов", – отмечает по этому поводу бывший секретарь Совета безопасности РФ, депутат Госдумы Андрей Кокошин.
Именно поэтому в числе первых конкретным шагов в сотрудничестве "тройки" было намечено развитие отношений в энергетическом секторе: например, совместное использование сибирских нефтегазовых месторождений. Таким образом, "тройка" бросает вызов монополии Запада на крупные инвестиционные проекты в "нефтянке". Правда, какие конкретно проекты будет осуществлять Россия совместно с Китаем и Индией, пока непонятно. Очевидно, речь будет идти о разработке новых месторождений в Восточной Сибири. Что касается возможностей транспортировки российских энергоносителей в Китай и Индию, тут тоже загвоздка: пока нефть и газ идут туда "окольными путями". А потому опять всплывает вопрос о проекте восточносибирского нефтепровода, который за последние несколько лет от японо-китайской конкуренции изменился до неузнаваемости: был Ангарск – Дацин, а к настоящему моменту стал Тайшет – Находка. Однако эксперты не исключают того, что труба, которую вроде бы окончательно и бесповоротно решили прокладывать к побережью Тихого океана, в последний момент может все-таки "свернуть" в Китай. Уж больно дорогостоящим получается проект, который лоббируют японцы. А вот ежели с полдороги к океану построить небольшой отрезочек в КНР, то вполне можно будет окупить дальнейшее строительство... Правда, оно после этого может и вовсе не состояться – нефти не хватит. Но это уже не другой вопрос.
Впрочем, как будет развиваться "стратегический треугольник", сейчас сказать сложно. Может быть, три великие державы, устав от однополярного миропорядка, действительно создадут мощное и устойчивое объединение, способное служить противовесом США. Они будут координировать свою внешнеэкономическую и даже оборонную политику, сильно сужая простор для маневра США и их союзникам. Попутно начнется совместная разработка ресурсов Восточной Сибири, сотрудничество в сфере высоких технологий и ВПК. Кстати сказать, уже сейчас Китай и Индия являются крупнейшими импортерами российских вооружений. Тогда это будет действительно стратегический "треугольник" с элементами экономической интеграции. Другое дело, что от такого альянса в мире может возникнуть новое противостояние между Востоком и Западом...
Но может быть и иначе. "Две азиатские державы, нуждающиеся в нефти, побуждали Москву к тому, чтобы она увеличила экспорт нефти для них", – так в двух словах описывала суть переговоров во Владивостоке The Washington Times. Отчасти это утверждение справедливо. И возможно, скоро Китай и Индия добьются своего: "застолбят" себе определенную долю на российском рынке энергоресурсов, а затем... преспокойно продолжат вполне плодотворное сотрудничество с ненавистным Западом. "Политики делают "сильные" заявления, которые могут сигналить о серьезных разногласиях между Вашингтоном, Пекином и Дели. А бизнесмены тем временем молча, но день и ночь крепят невидимую экономическую сцепку высокотехнологичного постиндустриального комплекта национального хозяйства США с экономическими организмами Индии и Китая, научившихся за последние десятилетия выступать полноценными, хотя и ведомыми, партнерами США в вопросах глобальной кооперации производства и разделения труда", – так год назад писал директор Научно-образовательного форума по международным отношениям Алексей Богатуров. "Очевидно, – пояснял он, – что Китаю и Индии страшно выгодно участие в транснациональном кооперационно-экономическом комплексе, который стал вырисовываться "поверх" и "вопреки" всем описанным контурам зон региональных интеграционных тяготений". Очевидно также и то, что ни ШОС, ни стратегическое партнерство с Россией не позволят им столь же эффективно участвовать в работе этого комплекса. Ведь вся СНГшная братия может предложить Китаю и Индии в основном только энергоносители, сырье, да свои рынки для сбыта дешевой продукции. Россия, конечно, интересна еще своим оружием и технологиями, но это, скорее, от безысходности: оттого, что Запад ограничивает доступ к аналогичным своим "благам".
Возможен, правда, сценарий, в чем-то объединяющий описанные два: Россия, развивая стратегические отношения с Востоком и Западом, постарается стать своего рода мостом между ними. "Путин хочет сделать Москву центром между Востоком и Западом, Атлантикой и Тихим океаном, НАТО и Китаем", – пишет The Washington Times. В этом случае все должно прийти в гармонию: никакого противостояния между Востоком и Западом не будет, сотрудничество будет развиваться во всех направлениях, да и наша страна окажется "при деле". Но вот вопрос: а нужны ли двум великим азиатским державам такие посредники в их отношениях с Западом? Еще неизвестно, у кого из "тройки" в дальнейшем будет более эффективный диалог с "семеркой"... и с "тузом".