|
Мне тяжело было смотреть этот сериал. Из-за творческой зависти. Почему не я собрал этот удивительный материал? Почему не со мной эти люди поделились своими ценными воспоминаниями, наблюдениями и чаяниями? За каждым именем, возникающим в повествовании, стоит история нашего искусства, нашего кинематографа.
Так несправедливо сложилось, что мультипликаторы – люди почти неизвестные. Режиссеров игрового кино все-таки знают – пусть не всех, но большинство. А кто знает режиссеров-аниматоров? На слуху всего несколько фамилий: Котеночкин, Норштейн, Хитрук, Бардин... Художников и драматургов и подавно никто не назовет. А, между тем, их творчество знакомо гораздо большему числу зрителей, ведь на мультфильмах воспитывались все. Малыши не читают титры, а когда вырастают – вспоминают о "мультиках", лишь когда настает пора воспитывать своих детей. И какая уже разница, кто придумал Чебурашку или Карлсона, если главное – поскорее усадить орущее дитя перед телевизором и быстрее заняться своими делами.
Аниматоры давно привыкли к такому положению вещей. Они – как невидимые добрые гномы, под покровом тайны творящие сказку, волшебство. Имя этой сказки – анимация, а "фабрикой сказок" долгие годы была киностудия "Союзмультфильм".
Сегодня эта "фабрика" почти разрушена, запущена, заброшена. "Гномы" или разбежались кто куда, или... ушли навсегда. Последних, к сожалению, большинство. В период безумства 90-х аниматоры чуть было не потеряли свою студию, с боями удалось отстоять хотя бы помещение. А кукольников попросту вышвырнули на улицу. Одна из самых пронзительных страниц в новом сериале – рассказ художницы Нины Виноградовой о том, как у аниматоров отбирали кукольное объединение. Долгие годы оно располагалось в храме Спаса на Песках, на Арбате. Как только Русской православной церкви стали возвращать помещения, едва ли не первыми пострадали мультипликаторы. В здание ворвался казачий эскадрон и принялся выкидывать "бесовские куклы" вон. Художников даже не пустили вовнутрь, несмотря на то, что там оставались дорогостоящее оборудование, декорации и целый музей мульт-героев. А ведь когда-то сам Папа Римский призывал весь мир смотреть советские мультфильмы – самые гуманные и светлые произведения искусства...
Автор цикла – известных кинокритик, специалист по мировой анимации Наталья Лукиных. Изучению этого искусства она посвятила почти четверть века. К видеоописанию истории "Союзмультфильма" Наталья подошла бережно, тактично. В сериале нашли отражение не только творческие победы мастеров, через их судьбы были проведены исторические параллели, показаны смены эпох. Режиссер и педагог Станислав Соколов с азартом рассказал об "играх" с чиновниками из Госкино: оказывается, многочисленные запреты и поправки только играли на руку художникам, работали на популярность их проектов. Но в то же время, могли сломать жизнь. И – как иллюстрация – фрагменты из фильма Андрея Хржановского о его друге и соавторе Юло Соостере, ушедшем из жизни в 46 лет.
Отдельная глава – женщины в анимации. Хрупкие, нежные, бесконечно обаятельные Наташа Дабижа, Наташа Орлова и Нина Виноградова называют себя пахарями, работягами. Эти слова никак не соотносятся с их обликом. И, тем не менее, это так. Что в рисованном, что в кукольном кино создание одной минуты экранного времени – титанический труд, где, несмотря на огромную физическую нагрузку, нужно проявлять ювелирную точность.
"Союзмультфильм" – сказки и были" можно назвать краткой видеоэнциклопедией студии. Здесь и создание знаменитого киножурнала "Веселая карусель", и пластилиновые опыты Гарри Бардина, и эксперименты Вадима Курчевского, и размышления Эдуарда Назарова о педагогике, и веселые кадры с Международного фестиваля анимации "Крок"... Первые показы отдельных серий на большом экране прошли с большим успехом. Надеюсь, найдутся зрители и на видеоверсию.