Страсти вокруг "грузинской" школы в Москве умело раздувают

Читать в полной версии →
Родители протестуют против введения в школьную программу предметов на грузинском языке. В столичном департаменте образования конфликт считают "спланированной провокационной акцией"


Фото Сергея Грузинцева



Район метро "Войковская" – Москва в миниатюре. У метро – шумная Ленинградка, рынки, магазины, а пройдешь вглубь квартала, начинаются тихие московские дворики: много зелени и тишина. Впрочем, как раз тишина-то и обманчива. В уютных двориках вокруг школы №223 по 2-й Радиаторной улице уже месяц бушуют нешуточные страсти: школьники и родители выходят на акции протеста. Протестуют жители района совместно с некоторыми общественными организациями против придания заведению статуса экспериментальной школы с этнокультурным грузинским компонентом.

Весной этого года было принято решение о введении в школе предметов на грузинском языке. Не всем родителям пришлась по душе эта идея, и они начали борьбу против нее, а заодно стали требовать отставки директора Дали Макацария. 23 июня конфликт перешел, если так можно выразиться, в открытую фазу. Около здания школы прошел митинг с требованиями вернуть школе статус обычного общеобразовательного учреждения. Участники митинга говорили и о "сложной межнациональной ситуации в районе".


Фото Сергея Грузинцева

Мы не смогли дозвониться до администрации школы №223, поэтому отправились на "Войковскую", чтобы выяснить обстановку на месте. Теплый летний вечер не располагал к разговорам о межнациональных отношениях. На школьной территории хозяйничали строители, а охранник, единственный из работников школы, кто был на месте, о конфликте ничего не знал. Зато с нами охотно пообщались ребята из ближайшего двора. Около десятка мальчишек старшего школьного возраста учатся или учились здесь, а несколько даже принимали участие в митинге 23 июня. На вопрос, что же случилось, мальчик Дима на велосипеде ответил (дословно), что "школу сделали грузинской. Грузины русских в школе "чмырят", поэтому нельзя, чтобы русские и нерусские учились вместе". "Вы действительно все так думаете?" – уточнили мы на всякий случай. Да, конечно, они злые, агрессивные – закивали ребята. Вот такое мнение подрастающего поколения о своих же сверстниках иной национальности... "Многие забрали детей из школы, там в первый класс вообще набора считай нет, одни эти, грузины", – вторит детям со скамейки у дома отказавшаяся представится бабулька.

Одной из организаций, поддержавшей местных жителей в их нелюбви к "грузинским этнокомпонентом" стало Движение против нелегальной иммиграции. Мы попросили прокомментировать ситуацию пресс-секретаря движения Александра Белова. По его словам, нелегальная иммиграция имеет прямое отношение к рассматриваемому вопросу. Благодаря Распоряжению Департамента образования Правительства Москвы в столичные школы принимают всех детей, даже тех, у кого нет регистрации. А это в корне неправильно – обучать за счет бюджета и наших налогоплательщиков нелегалов, считает Белов. На наше резонное возражение, что грузины как диаспора живут в Москве уже несколько столетий, они вовсе не нелегалы, последовал сердитый ответ, что свою традиционную культуру некоренные жители должны сохранять на деньги частных спонсоров, а не государства.

Чтобы выслушать все стороны конфликта, мы обратились за официальным комментарием к пресс-атташе департамента образования правительства Москвы Александру Гаврилову.

"Yтро": Александр Владимирович, будет ли в школе №223 изучаться грузинский язык и культура? Если да, то как это будет происходить – факультативно или обязательно?

Александр Гаврилов: Эта школа имеет официальный статус с этнокультурным грузинским компонентом по программе. Кроме этого, 5 часов в неделю изучаются предметы на грузинском языке, как то: грузинский язык и грузинская культура. Обязательно ли это? Нет, факультативно. Обучение смешанное, и ребенок вправе не изучать эти 5 часов. Только если это интересно ему лично. Речь о том, чтобы менять статус школы, не стоит, конфликт привнесен извне. В школе его нет.

"Y": Есть ли у вас информация о том, что родители детей негрузинской национальности забрали документы детей из школы?


Фото Сергея Грузинцева

А.Г.: У нас такой информации нет. Ситуация складывается так. Эта школа располагается в двух зданиях, одно из которых очень старой постройки. Его снесли, и построили на его месте новое, в полтора раза больше. На момент, когда здание было снесено, дети, учившиеся там, были переведены в другое здание, из-за этого они учились во вторую смену. И кого-то не устраивало именно это, родители не хотели, чтобы их дети учились вечером. Во всяком случае, это не национальная рознь. С 1 сентября все проблемы будут решены, сейчас новое здание вполне готово к эксплуатации. Это были временные неудобства, но мы были вынуждены на них пойти, чтобы дети учились в нормальных условиях.

"Y": Что такое "этнокультурный компонент"? Сколько всего подобных школ в Москве?

А.Г.: Всего подобных образовательных учреждений 81. Это и школы, и детские сады, и культурные центры. До сегодняшнего дня у нас не было проблем на почве какой-то национальной неприязни. А тут дошло вплоть до того, что люди со стороны привлекаются на какие-то митинги, раскладываются листовки по почтовым ящикам, причем с хорошей полиграфией. Кто-то вложил определенные ресурсы, усилия. Это спланированная провокационная акция, которая носит политический характер. Внутри школы таких проблем, повторюсь, нет.

У нас достаточно много разных школ – в них изучаются предметы, как и во всех обычных школах, все предметы преподаются на русском языке, плюс, помимо всего прочего, есть так называемый "школьный компонент". Если так условно взять, базис всех школ состоит из трех компонентов. Федеральный – это то, что изучается везде, во всей России. Региональный – это то, что изучается в определенных регионах, в Москве, например, это москвоведение. Есть такое понятие, как школьный компонент, – это те часы которые отводятся изучению по специфике данной школы. Дополнительные уроки истории, языка или культуры – в зависимости от того, к чему школа склонна. Национальные танцы, национальные костюмы, а иногда и просто математика. У нас много примеров, когда люди других национальностей ходят на такие занятия, им действительно интересно.

* * *

Пока неизвестно, как разрешится конфликтная ситуация вокруг школы №223, но выводы из ситуации неутешительны. Кто бы ни был зачинщиком антигрузинской кампании, он нашел почти полное понимание среди местных жителей. Многие москвичи, особенно молодое поколение, совершенно не толерантны, что в условиях многонационального мегаполиса является очень тревожным сигналом.

Выбор читателей