"Война миров" (War Of The Worlds)
США, 2005
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз, Дакота Фэннинг, Тим Роббинс, Дэвид Алан Баше, Джеймс ДюМон, Джастин Чатуин, Дэниэл Фрэнзис, Стивен Геведон, Рик Гонсалес
|
Пришельцы придут на Землю вместе с недоумением сотрудников Гидрометцентра, они пробьют дыры в асфальте и проникнут внутрь машин, спрятанных на нашей планете еще миллион лет назад. А проникнув в них, займутся самым веселым делом на свете.
Они уничтожат человечество.
Точно таким же образом – с ветром, небесной кляксой и безвредным пиротехническим задымлением – в Москве на этой неделе вышла "Война миров" Стивена Спилберга. По всем приметам это была настоящая катастрофа. Перед входом в кинотеатр "Пушкинский" случилась давка. Маячили люди в противогазах, пульсировал свет, а колонки, которые раньше висели гроздьями в киноконцертном зале, а теперь используются для приманивания публики, громко и неприятно гудели. Миновав шумовую и дымовые завесы, зрители сперва заняли места, а после ровным слоем растеклись по ступеням – хозяева премьеры пригласили больше гостей, чем было приборов. Тем не менее, гости вели себя вежливо. Сперва похлопали трейлеру нового "Кинг-Конга" (он выйдет в декабре), еще чуть-чуть пошептались на титрах. И совершенно притихли, когда небо стало темнеть, – все знали, что за этим последует.
Главный герой "Войны миров" – крановщик, ворочавший контейнерами в порту (Том Круз), – встретил эту же темень где-то на окраине Нью-Джерси в обнимку с десятилетней дочерью (Дакота Фэннинг). Когда засверкали молнии, они вместе спрятались под столом. Потом, узнав куда именно били разряды, крановщик ушел туда вместе с любопытной толпой. Еще пару минут спустя он сосредоточенно делал ноги, а горожане вокруг него превращались в серую пыль. Кинорежиссер Спилберг придумал самый бескровный и эстетичный способ уничтожать большие скопления населения. Под действием светового луча, бьющего из гигантских инопланетных машин, тела граждан рассыпаются в труху, а одежда их еще некоторое время вьется, как опавшие листья.
Впоследствии, уходя от пришельцев, крановщик стал очевидцем гибельно красивых моментов. Он видел охваченный огнем поезд, спасся с обреченного парома и смело взглянул в механический глаз многометровой инопланетной машины. Эти случаи связаны в нехитрый сюжет (необыкновенно везучий крановщик бежит с дочерью в Бостон, где надеется сдать девочку маме) и почти не перекликаются со вторжением. Где-то на горизонте шагают боевые треноги, горят города и летят на верную смерть американские военные вертолеты. Но крановщик не смотрит, куда не надо, и занят своими делами: пытается сберечь чудом сохранившийся автомобиль, пережидает бойни в подвалах и топает, куда решил.
Когда вас спросят, похоже ли это на столетней давности уэллсовскую "Войну миров", придется признать: да, очень похоже. Сюжет модернизирован – все происходит в наши дни, в современных США. Но в остальном роман пройден этап за этапом. Главные герои и книги и ленты станут свидетелями первого появления пришельцев: у Уэллса он рассматривает упавший с неба цилиндр, у Спилберга – стоит на краю пробитой молниями воронки. Берут взаймы чужие транспортные средства (двуколку и пикап соответственно). А в какой-то момент переживают психологический слом: книжный беглец закалывает ножом сошедшего с ума священника, а киношный при сходных обстоятельствах голыми руками давит санитара (маленькое, но славное появление Тима Роббинса).
Как минимум три эпизода объясняют, зачем на производство "Войны миров" понадобились огромные (якобы, $130 млн) деньги. В первом из пыли над Нью-Джерси поднимается инопланетная боевая машина. Во втором локальным "Титаником" затонет набитый реднеками паром. В третьем машина пришельцев тяжело завалится на промышленное здание. Ну, а когда в фильме случаются вещи столь страшные, что их нельзя показывать детям, Стивен Спилберг их и не показывает. А дает, например, крупный план зажмурившихся от ужаса героев (о причинах остается только догадываться – и от этого становится жутко) или вообще ограничивается намеками (один из мимолетных персонажей будет ломать ладонями лобовое стекло автотранспорта – он готов на все, лишь бы уцелеть).
Все это, конечно, мило и так далее. Но напрочь перехлестывается третьим всплывающим на ум сюжетом: мы вдруг отчетливо видим, как за душу Стивена Спилберге борются коммерсант и человек.
Коммерсант ему шепчет на ухо, что большое голливудское кино не может быть авторским и вообще оно похоже на попкорн. Поэтому крановщик проходит свой путь без царапины, выживает, даже когда на него падает пассажирский самолет (судя по количеству кресел – как минимум Boeing-747), а главное, светится проверенной красотой Тома Круза. Вообще-то неплохой актер, Круз здесь подан совершенным болванчиком. Лицом он не работает, головой не вертит и неотрывно смотрит куда-то вверх – так он узнаваем и любим широкими народными массами.
Человек же напоминает Спилбергу, что на самом деле тот не любит человечество. Настоящая страсть Спилберга – пришельцы. Он ценил их в 80-е (снял "Близкие контакты третьего вида" и "Инопланетянина", которого 25 лет спустя довел до ума и повторно выпустил в прокат) и трепетно к ним относится по сию пору. Поэтому людской муравейник топчут почти божественные существа, смуглые и черноглазые. Они необыкновенно пластичны и похожи на учителя Йоду. Ну, а что касается привычки сосать кровь и распрыскивать ее в качестве удобрения – что ж, это можно понять, у всех есть причуды.
И когда коммерсант все-таки побеждает – потому что на кону $130 млн, Том Круз, и он просто не может уступить, – тогда пришелец протянет из люка тонкую изящную руку, а Спилберг (и за компанию зал) разочаровано, чуть виновато вздохнет.
Ведь что толку во всех этих треногах, паромах и светопреставлениях, если приходится наступать на горло собственной песне.
Услышать ее можно в фильме "Война миров" с 30 июня во всех кинотеатрах страны. А в кинотеатре "Америка-Синема" есть возможность понаблюдать за препетиями сюжета с синхронным переводом на английский через наушники. http://www.america-cinema.ru/