Морг, сумасшедший дом, дорогой бордель и торжественное заседание по случаю приезда в Мадрид "отца психоанализа" – таков маршрут героев эксцентрической комедии испанца Хоакина Ористреля "Убить Фрейда"
Убить Фрейда (Inconscientes)
Испания – Португалия – Италия – Германия, 2004
Режиссер: Хоакин Ористрель
В ролях: Луис Тосар, Леонор Уотлинг, Алекс Брендемюль, Мерседес Сампьетро
Хоакин Ористель, с начала 90-х регулярно номинирующийся на главную испанскую кинопремию "Гойя" за свои сценарии, на этот раз направил мастерство на воссоздание веселого безумия, в которое венский доктор погрузил сначала старушку Европу, а за ней и весь мир.
Все начинается с пропажи известного мадридского психиатра Леона (Алекс Брендемюль), который решил последовать за Фрейдом в глубины собственного подсознания. За Леоном туда пускаются его не в меру самостоятельная беременная жена Альма (Леонор Уотлинг) и не в меру рациональный свояк, боксер-любитель Сальваторе (Луис Тосар).
Сюжет бесстрашно несется вперед, как первые автомобили на улицах европейских городов. Детективные игры позаковыристей акунинских разворачиваются в перевернутых вверх тормашками декорациях салонной мелодрамы, а режиссер успевает высказаться по поводу ранних порнофильмов, балов трансвеститов, кровосмесительных страстей и чудес гипноза. Четыре случая из диссертации Леона последовательно приводят детективов-любителей в морг, сумасшедший дом, дорогой бордель и на торжественное заседание по случаю приезда в Мадрид самого доктора Фрейда, добродушного благообразного старца, и не подозревающего об урагане, центром которого он стал.
Один из лучших молодых актеров Испании Луис Тосар, обладатель двух премий "Гойя", известный российскому зрителю лишь по нескольким фестивальным лентам и эпизоду в антирелигиозной комедии "Нет вестей от Бога", играет в "Убить Фрейда" психиатра Сальваторе. Мало того, что Сальваторе считает эмоции гормональным расстройством, – он пребывает в счастливой уверенности, что сам этому расстройству не подвержен. К счастью, для доказательства обратного рядом с ним всегда оказывается Альма, которую с энергией маленького вулкана играет красавица Леонор Уотлинг ("Поговори с ней" и "Дурное воспитание" Педро Альмодовара).
Разрушительные последствия открытий "отца психоанализа" чуть раньше в этом году стали темой российской комедийной мелодрамы "Прощайте, доктор Фрейд". И даже мораль у двух картин совершенно идентична – "Не в коня корм". Однако там, где русским не хватило хорошего вкуса (или, наоборот, его оказалось чуть больше, чем нужно), испанцы резвятся на знакомой, освоенной еще Альмодоваром территории.
Псевдоисторическая безделка Ористреля, обаятельная в своей бесшабашности и пренебрежении к условностям, мимоходом вышучивает Коко Шанель и "Грозовой перевал", инцест и опухоль мозга, и даже роды главной героини в "Убить Фрейда" происходят как бы шутя. Не шутят в этой фривольной комедии, вполне в традициях национального кинематографа, лишь с любовью. Удивительно рациональный подход к "Бессознательному" (таково оригинальное название фильма) и здоровый скептицизм с высоты прошедшего века, тем не менее, оставляет за началом XX столетия странное обаяние невинности. Его не оценили испанские кинематографисты, которые во всех пяти номинациях фильма на премию "Гойя" отдали предпочтение драме Алехандро Аменабара "Море внутри", зато могут оценить российские зрители – с 30 июня.