Фото: gallery.vavilon.ru |
Но, вероятно, теперь ситуация будет складываться по-другому. В 1993 г. Конституционный суд отменил запрет Бориса Ельцина на деятельность Фронта национального спасения. Вчера представители НБП заявили, что намерены обжаловать свою ликвидацию в Верховном суде, однако вряд ли кто-либо может предположить, что нынешняя судебная власть осмелится противоречить ясно выраженной воле Кремля.
На массовую поддержку других партий и движений НБП тоже рассчитывать не приходится. Заступаться за них будут лишь крайние оппозиционеры, вроде лидера партии "Наш выбор" Ирины Хакамады, уже заявившей, что "решение о ликвидации этой партии принято просто потому, что власть понимает – ее члены все активнее оказывают ей уличное сопротивление, и это эмоционально заражает определенную часть молодежи". Большинство же политических вождей наверняка предпочтут считать, что национал-большевики станут единственной запрещенной партией, как Михаил Ходорковский – единственным посаженным олигархом. К примеру, зампред партии "Яблоко" Сергей Митрохин сообщил, что решение Мособлсуда – это шанс для Национал-большевистской партии получить более респектабельный вид и цивилизованное название. А руководитель Центра политических технологий Игорь Бунин выразил мнение, что ликвидация НБП никого, кроме самих лимоновцев, особо не обеспокоит: "Народ волнует цена на хлеб, а национал-большевики никак с ценой на хлеб не связаны".
В данной ситуации единственное, что остается лидеру НБП Эдуарду Лимонову, – это попытаться напугать власти возможной местью своих сторонников. Именно это он уже и начал делать. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" Лимонов заявил, что решение Московского областного суда о ликвидации Национал-большевистской партии приведет только к ее радикализации. В ответ представители прокуратуры Московской области предупредили, что если НБП продолжит свое существование, то ее лидер может быть привлечен к ответственности по ст.315 УК РФ ("неисполнение приговора или решения суда, вступившего в законную силу"), предусматривающей наказание до двух лет лишения свободы. Такая угроза вполне реальна. Стоит напомнить, что всего два года назад Лимонов был досрочно освобожден из тюрьмы, где находился по обвинению в организации незаконного приобретения, хранения и перевозку оружия.
Трудно предположить, что Эдуард Лимонов решит поменять облик своей партии: сделать ее более умеренной, респектабельной и т.д. Вся идеология НБП с самого начала строилась на радикализме, и если вождь начнет кардинально менять партийную программу, он рискует растерять большую часть своих соратников. Скорее всего, "лимоновцы" попробуют начать акции протеста, с тем, чтобы привлечь внимание к себе и обеспокоить власть. Однако напугать ее им вряд ли удастся, а вот разозлить – дело не сложное.
Как заявил "Yтру" президент РИО-Центра Василий Липицкий, запрет НБП вызван тем, что партия сильно отличается от общего российского политического ландшафта. "Какой смысл запрещать "Яблоко" или Союз правых сил, когда эти организации отчасти врастают в систему власти, а отчасти разлагаются, – заявил политолог. – Но партия Лимонова действовала очень активно и была автором многих скандальных актов, направленных против действующей власти. Так что в каком-то смысле можно сказать, что власть защитила себя".
* Организация запрещена на территории РФ