|
А пока суть да дело, мы решили проанализировать животрепещущий для каждого гражданина вопрос в исторической ретроспективе. Ведь на протяжении веков история России была так или иначе связана с решением вопроса о спирте. Разобраться с ролью спирта в отечественной истории и жизни российского общества нам помог доцент факультета истории, политологии и права Российского государственного гуманитарного университета Александр Борисович Осташев.
Уже для древнерусских князей спиртосодержащая проблема была довольно острой. Об этом свидетельствует дошедшие до нас легенды о выборе христианства, а не ислама в качестве общей религии князем Владимиром тысячу лет назад. Князь, как известно предпочел православие, потому что его доктрина не запрещала употреблять хмельное, ибо "веселие Руси есть питие". И после этого правители стояли перед нелегким выбором – иметь монополию на производство спиртного, а значит удешевлять конечный продукт, фактически спаивая народ, или отдавать право производства и продажи третьим лицам (откупщикам).
Откупщики, впрочем, народ тоже спаивали, но им было невыгодно покупать плохое спиртное у винокуров (производителей), говорит историк Осташев. В народе фигура откупщика получила негативную окраску из-за того, что они часто занимались различными махинациями, давали взятки. Достоевский одного из своих героев, Федора Павловича Карамазова описывает как "содержателя всех питейных домов в уезде" – убийственная характеристика морального облика человека того времени.
Кстати, недавно российская историческая наука преподнесла нам очередную сенсацию, и как раз вовремя, к разговору о монополии. В архивах случайно обнаружилось дело дедушки Ленина. Не самого Владимира Ильича, а отца его мамы по фамилии Бланк. Господин Бланк в родимой западной Белоруссии был откупщиком-махинатором, да таким махровым, что местные горожане в конце концов не вытерпели и, объединившись, сожгли дом Бланков. Дедушка вынужден был спешно бежать в Петербург со всей своей семьей.
Расцвет коррупционной системы откупов пришелся на 30-е гг. XIX в., в царствование Николая I. В 60-е гг. система откупов была отменена, и государство постепенно стало прибирать к рукам доходный бизнес. Интересно, что откупщики торговали водкой только в трактирах. Даже непонятно, почему так получалась, возможно тары было мало, рассказывает Александр Борисович. А вот государство с конца XIX в., установив полную монополию на производство и продажу спиртного, поколебало эту традицию (кстати, идущую от времен Ивана Грозного). В так называемых "казенках", государственных лавках, стали активно продавать спиртное навынос. Водка впервые вошла в семью, резюмирует историк. Вот так, уважаемые, оказывается не всегда россияне пили напропалую.
Через несколько лет поступления от продажи водки и другого спиртного стали составлять 26-28% всего бюджета. Появилось и специальное обозначение это явления – "пьяный бюджет". Государственная монополия привела к тому, что народ начал спиваться. Ситуация зашла так далеко, что с началом Первой мировой войны власти вынуждены были ввести частичный "сухой закон" для того, чтобы провести мобилизацию. Причиной половины всех психоневрозов в армии во время Русско-японской войны являлось спиртное. В народе даже ходила поговорка, что "Русско-японскую пропили."
Государственные мужи были на распутье – монополия приносила огромные доходы, но люди спивались. Ситуация усугублялась массовым выходом крестьян в города, где они испытывали серьезный стресс и, как результат, брались за стакан. Наконец, в 1905 г. "сверху" было инициировано создание обществ трезвости, которые, впрочем, очень быстро стали ареной борьбы различных политических партий и групп.
Революцию общество встретило пьяным хаосом, но водку больше никто не производил. Настало "веселие" самогоноварения. Трудно поверить, но до Первой мировой войны самогон в стране почти что не гнали. Пшеница была недешева, а сахар – и вовсе лакомством, доступным не каждому. Устройство механизма для перегонки тоже стоило немалых денег. Во времена Гражданской войны и продразверстки самогоноварение стало одним из механизмов увода пшеницы от экспроприации – противостояние с новой властью шло даже по алкогольному флангу.
Не смог с помощью водочной монополии решить проблему алкоголизма и Советский Союз. Ограничения на продажу крепких спиртных напитков и дефицит рождали в ответ все то же самогоноварение. Государство снова оказалось на распутье – все ж таки продавало дешевую водку, с помощью которой существенно наполняло бюджет, но, одновременно, вело борьбу за некую "культуру пития". И вновь появлялись бесполезные общества трезвости...
Подводя итоги, можно сказать, что нашей стране государственная монополия на спирт (водку) противопоказана. Полная госмонополия превращалась в спаивание своих же граждан и предшествовала революционным ситуациям. Будем надеяться, что в этот раз власть ограничится введением инструментов контроля за производимым спиртом, но не будет пытаться стать единственным игроком на рынке продажи алкоголя.