|
Обращают на себя внимание пропорции распределения этих (не слишком значительных на первый взгляд) средств. Если для России $85 млн - деньги не очень большие, о чем бы ни шла речь, то 95 млн для Украины и 75 - для Армении - суммы серьезные, способные в Украине резко усилить "оранжевых", а в Армении - просто дестабилизировать ситуацию. Еще недавно, накануне саммита ШОС в Астане, президент Узбекистана Ислам Каримов открыто обвинил американских "режиссеров" в организации беспорядков в Киргизии и Узбекистане. Во всех без исключения бывших советских республиках Средней Азии не скрывают того, что, несмотря на все возможные варианты американской помощи, больше доверия у людей и политиков все же к России. К тому же, военное присутствие в Центральной Азии США беспокоит Китай. На саммите ШОС члены организации недвусмысленно пожелали сами контролировать обстановку в регионе. Судя по распределению средств комитетом сената США, сюрпризов теперь стоит ждать в Закавказье.
Константин Затулин, депутат Государственной Думы РФ и директор Института стран СНГ прямо говорит - то, что выделяется на "развитие демократии", это средства на продвижение демократии по американскому образцу, но главное - американского влияния в этих государствах. "Средства, ассигнованные России ведь "Единой России" или другой сочувствующей действующей власти не достанутся. И в Украине эти деньги не пойдут на поддержку оппозиции", - иронично отмечает К. Затулин. Очевидно, что уже давно США освоили определенный сценарий и методику проведения своих внешнеполитических операций: признание демократичности или недемократичности для США является ритуальным действием. "После этого уже применяется весь ряд имеющихся инструментов для свержения неугодных режимов, и, кстати, суммы реальные, которые на это тратятся, не идут ни в какое сравнение с теми, которые заявлены официально. Куда большие, во много раз большие деньги прячут под "Национальный акт безопасности" и подобные ему документы. Холодная война закончилась, а привычки продолжают действовать", - утверждает эксперт.
К.Затулин считает, что России давно пора применять сходные процедуры. "Раз уж мы стали многопартийной политической системой с рыночным хозяйством, то и в этой сфере давно пора применять оружие Запада, оставив ложную скромность". Эксперт отмечает, что хотя средства у нас разные по масштабам, но мы не меньше, а гораздо больше, чем США заинтересованы в развитии демократии в соседних государствах, поскольку именно она позволит выйти на авансцену пророссийским силам, которые выбрасывают из политического процесса очень далекими от демократии методами. "Почему бы не начать подобную деятельность в Прибалтике?" - задается вопросом К.Затулин.
"Что касается Армении, единственного союзника России - она первый кандидат на дестабилизацию известными средствами, на "цветную революцию". Отсюда и размер официальной суммы, но это, как я уже говорил - только надводная часть айсберга", - прокомментировал К.Затулин "смету" сенатского комитета. Алексей Зудин, руководитель политологического департамента Центра политических технологий, подчеркивает: уже ни для кого не секрет, что, говоря о демократии на постсоветском пространстве, в Вашингтоне имеют в виду нечто совсем другое, а именно построение в этих странах зависимых от США режимов. "Вокруг России создается зона политической нестабильности. Форсированное демократическое развитие не создает сильных политических институтов, оно может только их ослабить, и те, кто все это планирует и заказывает, прекрасно отдают себе в этом отчет", - говорит А. Зудин. То есть, подстрекатели "революций" в Киргизии и Узбекистане планировали именно свержение действующих властей насильственным способом.
Говоря о различии между суммами, которые выделяются на "развитие демократии", А.Зудин подчеркивает, что в этом вопросе сказываются различные приоритеты, которые существуют у США. Применительно к ближнему зарубежью России речь идет о серьезных политических усилиях, а в самой России речь пойдет о "раздражающих акциях". "США до сих пор не могут понять, что они не победили в холодной войне. Они напрасно ставят знак равенства между разгромом нацистской Германии и падением коммунизма, хотя это и очень удобно. После разгрома нацизма были победители и побежденные, "демократические учителя" и "демократические ученики". Крах коммунизма был вызван внутренними, а не внешними причинами, и для тех народов, которые освободились от коммунизма без помощи США, неприемлемо, когда им извне навязывают, в каком темпе и в каких формах должно проходить их развитие. Принудительный экспорт институтов для них тоже неприемлем. Если же говорить о российско-американских отношениях, то они все больше смещаются в некое парадоксальное пространство, когда партнерство и сотрудничество в одних областях сопровождается попытками одностороннего давления на внутриполитический процесс - в других", - считает эксперт.