Фото: flickr.com |
На этой неделе в Лондоне начался суд над проповедником Абу-Хамзой, который считается лидером британских исламистов и выдачи которого требуют США. Кроме того, в британской столице находится с визитом министр финансов Израиля, бывший премьер этой страны Беньямин Нетаньяху. Теракт, подобный вчерашнему, наверняка готовился не один день, но то, что все так совпало, удручает: поборники зла в очередной раз оказались на редкость удачливы.
Очевидное наблюдение: в среду практически никто из политиков старался не упоминать в контексте взрывов событие, случившееся накануне, – победу Лондона в споре за право принимать Олимпиаду. Связать одно с другим – значило бы подыграть террористам, вселить неуверенность в умы тех, кто считает Лондон (впрочем, как и любую другую столицу Европы) безопасным местом для проведения массовых спортивных мероприятий. Но есть и другое. Возможно, террористы положились на удачу, но возможно – что нет. Что было бы, если б олимпийская эстафета досталась Парижу? Тогда бы вчера рвануло там? Или в Мадриде? Или, может быть, в Нью-Йорке и Москве?
Листок бумаги, выползающий из факса редакции немецкого "Шпигеля", ставит "под ружье" полицию всей Европы, которой внушили: "Аль-Каэда" может сделать все и практически везде. Повторяется ситуация сентября 2001 года – те же эмоции, те же вопросы, те же рецепты... Мобилизацией цивилизованного мира мало чего добились. Афганистан и Ирак должны были стать искупительной жертвой за протараненные башни-близнецы. Но кто теперь ответит за десятки жизней, прервавшиеся в лондонской подземке и в знаменитых "дабл-декерах" – таком же символе города, как и рухнувшие нью-йоркские небоскребы?
Англии излишне задаваться вопросом, почему террористы выбрали на этот раз своей мишенью страну, наиболее терпимую к политическим и религиозным воззрениям даже радикального толка. Люди, жестоко казнившие на днях в Ираке посла Египта в этой стране, своего единоверца и по сути земляка, понятие целесообразности трактуют совсем не так, как хотелось бы многим европейцам. С ними нельзя договориться: просто те, с кем это все-таки удается сделать, не контролируют "шахидов" и их инструкторов, не могут или не хотят повлиять на действия своих экстремистки настроенных единоверцев. "Аль-Каэде" или тем, кто прикрывается этим уже почти нарицательным именем, нет нужды пугать лидеров G8 или потенциальных туристов – зрителей спортивных соревнований. Им достаточно раз в 2-3 года просто громко заявить о себе громкими терактами: в Нью-Йорке ли, Мадриде, Москве или Лондоне. Между прочим, не столь уж и затратными: "скоординированность" лондонских взрывов, о которой с придыханием говорят комментаторы, не более чем умение сверить часы на руках, если речь шла о "шахидах", или на "будильниках" – если использовались "адские машины". Взорвать – а потом с полгода смотреть, какую еще страну мира в пароксизме бессилия растопчут США и их союзники, плодя себе все новых врагов.
Конечно, старомодная Англия с ее имперскими навыками и колониальным опытом вряд ли с завтрашнего дня станет отыскивать на карте подходящего "козла отпущения". Хуже другое: трудно себе представить, чем британцы, да и все другие европейские нации могут заслониться от осколков новых бомб. "Большой восьмерке", собиравшейся обсудить бедность в Африке, был преподан урок актуальности: при всех лишениях Черного континента перед странами, несущими ответственность за мировое благополучие – той же "восьмеркой", стоят куда более неотложные задачи. И взрывают "белые" столицы не голодающие африканские подростки (хотя и являющиеся питательной средой экстремизма), а в большинстве своем образованные и обеспеченные радикалы, живущие в окружении западных ценностей.
Так что политес великих держав на фоне нерешенных первоочередных проблем становится все более неуместен. Если не сказать смешон – стоит только посмотреть, с какой скоростью покидала пресса местечко Глениглс (где состоялось первое заседание "восьмерки"), чтобы побыстрее добраться до Лондона, эпицентра гораздо более интересных (с точки зрения информационщиков) событий. Покинутые прессой и хозяином саммита, Тони Блэром, главы великих держав перестали быть интересны даже антиглобалистам, приехавшим побузить в Шотландию.
Растерянные антиглобалисты, обескураженная "восьмерка" и кровь у подножия Биг Бена. В Нью-Йорке, Москве и Мадриде все это уже было – с другими декорациями и с достоверной кровью. Мир становится опасно предсказуем.
Лондон и лондонцы после терактов. ФОТО
Серия терактов в метро и автобусах потрясла Лондон. Фото с места событий
Мощный взрыв разорвал автобус с пассажирами пополам. Фото