|
Ничем закончилось и сотрудничество Пермского моторного завода (ПМЗ) с американской компанией Pratt&Witney. До сих пор нет (хотя уже прошло более 11 лет) модификации российского двигателя ПС-90А и перспективного ПС-90А2 для новых отечественных гражданских самолетов. Генеральный конструктор НПО "Сатурн" Михаил Кузьменко, ранее работавший на ПМЗ, в одном из своих интервью не сдержался и в сердцах заявил: "На кой черт нужен им этот ПС-90А2? Ведь у Pratt&Witney есть свой аналогичный авиадвигатель PW-2000".
То же можно сказать и относительно сотрудничества России с корпорацией Boeing. Если верить руководству последней, то большего благодетеля для России в мире просто не существует. Считается, что корпорация вложила более $1 млрд в различные проекты в нашей стране. Однако четких цифр инвестиций в каждый проект найти практически невозможно, в связи с чем затруднительно сказать, во что были вложены эти деньги и не пошли ли они на консультации американским же фирмам.
Показательным в этом смысле является сотрудничество Boeing с ОАО "Туполев" в сфере созданию нового сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). Работы в этой области начались в 1994 г. в рамках Российско-американского межправительственного соглашения о научно-техническом и экономическом сотрудничестве. На базе советского сверхзвукового лайнера Ту-144 была создана летающая лаборатория. Было проведено 19 полетов с участием летчиков-испытателей из России и США. В итоге, затратив чуть больше $10 млн, американцы получили уникальные данные, которые, по информации некоторых отечественных компетентных источников, могли быть использованы в США для создания боевых самолетов пятого поколения. Что получила Россия? СПС второго поколения до сих пор нет и не предвидится, а уникальные сверхзвуковые технологии, стоящие миллиарды долларов, проданы за бесценок.
Американцы называют уникальным сотрудничество с Верхне-Салдинским металлургическим объединением (ВСМПО), которое является ведущим поставщиком титановой продукции для Boeing и ряда западных корпораций. В данном случае это не высокотехнологические детали и готовые изделия типа стоек шасси, элементов крыла и т.д., а слитки, продукция проката и штамповки. Без скандала не обошлось и здесь: по сообщению The Wall Street Journal, российский титан использовался в деталях военных самолетов С-17, F-15 и F/A-18, что запрещено местным законодательством. Несмотря на то, что свою вину американская компания не признала, она все же заплатила $6 млн штрафа.
Что же касается участия в проекте создания Российского регионального самолета (RRJ) совместно с компанией "Сухой", то здесь Boeing ограничился только консультационными услугами. Однако, если российская сторона снизит ввозные пошлины на его самолеты и даст гарантию на их поставки российским авиакомпаниям, то американцы, может быть, помогут в организации послепродажного обслуживания RRJ по всему миру. Пока же все исчерпывается этим самым "может быть", а захотят ли американцы обслуживать самолеты своих потенциальных конкурентов – большой вопрос.
Любит вспоминать Boeing и о своем сотрудничестве с Россией в области космоса. Однако изменившаяся политика правительства США, связанная с освоением космического пространства, привела к тому, что Международная космическая станция, где американская компания является субподрядчиком, в скором времени станет российской и России придется одной тянуть этот ставший никому не нужным воз. Что же касается программы по коммерческому запуску тяжелых спутников с акватории Тихого океана – "Морской старт", то с марта 1999 до июня 2005 г. было выполнено всего 16 успешных запусков, в то время как только в 2004 г. одна наша страна запустила 19 спутников, а за 5 лет – более 110 космических аппаратов.
Конечно, глупо упрекать иностранцев во всех бедах России, однако подобное отношение к нашей стране за рубежом весьма характерно. В мире Россию хотят видеть только сырьевым придатком и рынком для готовой продукции, производимой в развитых странах. Именно к этому, в конечном счете, и сводится наше сотрудничество с Западом. Сегодня об этом говорят открыто. Так, в частности, на прошедших недавно в Москве трех международных конференциях ("Транспортные услуги: технологии и искусство продаж", III Ежегодной конференции по финансированию воздушного транспорта в РФ и СНГ и I Европейской конференции по авиационно-космическим наукам) зарубежные ораторы говорили о том, что Россия отстает от запада по IT-технологиям и уже не может делать современные самолеты, авионику и авиадвигатели, что только США находятся на передовом рубеже космических исследований, а преимущество России в этой области ушло в прошлое. К счастью, пока еще сложно согласиться со сказанным на все 100%, но слышать и слушать такое, не имея возможности возразить на деле – обидно.