|
В ходе состоявшегося в начале июля визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао много говорилось об энергетическом сотрудничестве двух стран. Собственно, Ху приезжал в Россию (а затем завернул в Казахстан) именно за нефтью. Руководители двух великих региональных держав дали своим нефтяным компаниям указание вплотную заняться совместной разработкой новых месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке, а также развитием системы транспортировки "черного золота". И "Роснефть" тут же (отчасти даже накануне) подписала ряд документов с китайскими коллегами. С компанией Sinopec – о совместной разведке и разработке Венинского месторождения в рамках проекта "Сахалин-3" (прогнозные ресурсы этого блока составляют 114 млн т нефти и 315 млрд куб. м газа). С CNPC – о возможности увеличения поставок нефти в КНР. В частности, "Роснефть" обещала рассмотреть возможность использования в этих целях нефтепроводов Атасу–Алашанькоу (из Казахстана в Китай) и Тайшет–Сковородино (часть того самого стратегического нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, который еще только предстоит строить). Причем именно от Сковородино, возможно, будет построено ответвление восточносибирского нефтепровода в Китай.
Но вот об этом стратегически важном ответвлении как раз ничего вроде бы и не говорилось на встрече в верхах – по крайней мере, в официальных документах по итогам переговоров руководителей двух стран об этом не сказано ни слова. Да и что тут, казалось бы, говорить? В конце прошлого года российская сторона наконец-то приняла окончательное решение: нефтепровод строить к побережью Тихого океана, и точка. Ответвление в Китай тоже предусматривается, но оно не приоритетно. Японцы уже праздновали победу и готовили обещанные денежки на строительство этой самой длинной в мире трубы, а также на освоение новых месторождений в Восточной Сибири для ее наполнения.
Но, как оказалось, все это преждевременно. Российское руководство опять меняет планы – по крайней мере, так полагают многие эксперты. В частности, они указывают на недавнее заявление Владимира Путина о том, что основным азиатским партнером в нефтяной сфере он видит Китай. А в совместном коммюнике по итогам визита Ху Цзиньтао говорилось, что стороны решили оказывать содействие осуществлению российско-китайских проектов в нефтегазовой сфере, включая проект строительства нефтепровода из России в Китай. Конечно, это расплывчатая формулировка, но если сопоставить ее с планами "Роснефти" использовать для поставок в КНР участок нефтепровода Тайшет–Сковородино, все становится понятнее. Деликатный, но мощный китайский нажим на Россию превозмог все самурайские приемы в борьбе за ресурсы. И, по всей видимости, китайский "отросток" восточносибирского нефтепровода вырастет раньше основного "ствола", строительство которого в таком случае растянется на неопределенное время (поскольку на него нефти тогда уж точно не наберется). По мнению Тома Гомара, эксперта Французского института международных отношений, строительство нефтепровода в Китай – "дело трех-четырех лет". Оно, конечно, так. Труба туда и короче, и дешевле, а китайский рынок нефти растет гораздо быстрее японского: экономика Поднебесной никак не может сбавить темпы (по итогам I полугодия рост ВВП составил 9,5% в годовом исчислении). Но зато труба, проложенная к побережью Тихого океана, дает России свободу маневра в выборе того, кому продавать нефть. Тут и Япония, и страны АСЕАН, и даже США. А труба в Китай – это труба только в Китай. Если ее построить – неизвестно, кто кому будет диктовать правила игры: поставщик или монополист-потребитель.
Впрочем, это пока не более чем проекты. Причем, весьма рискованные с экологической точки зрения: восточносибирский нефтепровод (особенно в китайском варианте) проходит в непосредственной близости от озера Байкал в сейсмически опасных районах. К тому же маршрут то и дело изменяется, и на этой почве у нефтяников уже возникли серьезные проблемы с экологической экспертизой проекта.
А пока российскую нефть в КНР поставляется по железной дороге. В принципе, РЖД готовы заменить собой трубопровод среднего калибра: они говорят, что могут поставлять в КНР 20 млн т нефти в год. Была бы нефть. Поднебесная зорко следит за выполнением Россией своих обязательств по этой части. Так, недавно председатель госкомитета КНР по развитию и реформам Ма Кай на встрече с министром транспорта РФ Игорем Левитиным выразил озабоченность по поводу недовыполнения плана поставок нефти в первой половине этого года. В соответствии с двухсторонними договоренностями Россия должна поставить в течение года 10 млн т нефти. Но в I полугодии было поставлено всего 3,7 млн т, и китайцы забеспокоились. Ма Кай даже поставил на вид Левитину, что у российских железных дорог недостаточно мощностей по заливу нефти в цистерны. Российский министр заверил его, что мощностей хватает, и перевел стрелки на нефтяников, которые, дескать, не предоставляют нефть к перевозке в оговоренных объемах...
Эпизод довольно характерный. Очевидно, что в лице Китая мы имеем дело с жестким и взыскательным партнером, который спуску не даст. И до российского нефтяного крана все равно доберется. На Западе уже отметили, что китайцы наладили блестящую "нефтяную дипломатию": они уже не только перехватывают "черное золото" у японцев, но и переходят дорогу США везде, где только можно. Борьба за нефть идет и в Африке, и в Венесуэле, и даже на Ближнем Востоке.
А недавно американский истеблишмент был просто шокирован: китайская CNOOC вознамерилась купить девятую по значимости американскую нефтяную компанию Unocal причем, предложила за нее $18,5 млрд – на $2 млрд больше, чем родной Chevron. Дело приобрело политическое значение и, разумеется, зависло. Авторитетный американский эксперт по части энергетики Джей Робинсон Уэст полагает, что эта сделка должна заглохнуть сама собой, и отнюдь не из-за настороженности американских политиков. Просто под нее CNOOC получила от китайского правительства беспроцентный заем на 25 лет, что противоречит правилам ВТО... Нечестная, видите ли, конкуренция получается.
Но что делать, если Китай так заинтересован в приобретении нефтяных активов, что не стесняется вдохновлять (идейно и материально) свои компании на подвиги в этой сфере? Мир приближается к пику объемов добычи нефти, и крупные ее потребители состязаются за дополнительные баррели все жестче. Каждый старается застолбить за собой новые ее источники, которых становится все меньше (старые все давно поделены). А Поднебесная вынуждена работать в этом направлении с удвоенной силой: ведь нефтяная жажда быстро растущей экономики с каждым годом усиливается. Китай уже обошел Японию по потреблению "черного золота", выйдя на второе место в мире (8,6% мирового потребления против японских 6,4%). Но ни собственных скромных ресурсов, ни импортируемых ежегодно 100 млн т нефти все равно не хватает: по некоторым оценкам, примерно треть китайских предприятий не работают на полную мощность именно из-за нехватки топлива. К тому же миллионы китайцев по мере роста их доходов пересаживаются с велосипедов на автомобили, которым нужен бензин... В общем, российская нефть очень нужна Китаю. И он ее, похоже, получит.