|
Вице-президент ФИНА, он же – вице-президент Олимпийского комитета России и руководитель Всероссийской федерации плавания Геннадий Алешин произнес загадочную фразу: "Москва своей готовностью принять столь крупный турнир набрала очень много вистов". В чем смысл этих "вистов" – так и осталось загадкой: ведь Москва в результате не получила ни Олимпиады-2012, ни очередного чемпионата мира по водным видам спорта. А для зимних Игр 2014 г., на которые претендует Сочи, московские "висты" вроде бы совсем ни к чему. Красивые высказывания одного из крупнейших спортивных российских чиновников оказались особенно неуместными сейчас, когда ведомство г-на Алешина в буквальном смысле слова опозорилось – ведь российские пловцы в Монреале в бассейне не завоевали ни одной золотой медали, а единственное "золото" в классических плавательных дисциплинах было получено в "открытой воде".
Кризис российского плавания, заметный еще задолго до Олимпиады в Афинах, в Монреале проявился особенно остро. Никто из лидеров сборной – ни Юрий Прилуков, ни Станислава Комарова, ни Аркадий Вятчанин – до золота так и не добрался. Лишь Прилуков старался, как мог (у него серебро и бронза), да порадовали пловцы в комплексной эстафете 4x100, у которых серебряные медали. Между тем Алешин, верный российской чиновничьей привычке обещать, говорил перед стартом, что Россия вправе рассчитывать на 5 медалей, из них на 2 золотых. И пусть не ободряют российских болельщиков успехи в синхронном плавании, где наша страна традиционно остается сильнейшей в мире державой (3 золотые медали). В остальных водных видах позиции постепенно утрачиваются. В "открытой воде" – одно золото: Лариса Ильченко победила в заплыве на 5 километров. А ведь после недавних успехов россиян на различных турнирах казалось, что равных нам в этих дисциплинах еще долго не будет. В прыжках в воду гегемонию постепенно захватили китайские спортсмены, для которых наступление по всем фронтам перед Играми в Пекине – часть государственной политики. Впрочем, золото Дмитрия Доброскока и Глеба Гальперина, которое они завоевали в прыжках с 10-метровой вышки – приятная неожиданность, ведь накануне чемпионата сборная России потеряла своего многолетнего лидера Дмитрия Саутина.
Всего россияне завоевали в Монреале 5 золотых, 3 серебряные и 2 бронзовые награды. Но сравним показатели российской сборной с американскими и австралийскими достижениями. Сборная США – первое общекомандное место: 17 золотых, 15 серебряных, 7 бронзовых наград. Австралия: 13 – 8 – 4. Относительная неудача Китая (третье командное место, медальные показатели 5 – 5 – 7), видимо, связаны с тем, что программа олимпийской подготовки еще не заработала в полную силу; ближе к 2008 году китайцы наверняка начнут значительно прогрессировать.
Право же, сравнение оказывается не в пользу России. И дело не в общем количестве медалей – дело в том ощущении кризиса, что поразил российскую сборную по плаванию. А еще – одолевают большие сомнения: неужели за оставшиеся до Игр в Пекине 3 года Россия сумеет этот кризис преодолеть? Плавание наши чиновники традиционно называли "медалеемким" видом спорта: в былые времена тут обеспечивался немалый "золотой запас" советских олимпийских команд. Что произошло? Возможно, плавание поразила традиционная постсоветская болезнь: ресурсы СССР завершились, а тщательную систему воспроизводства, воспитания подрастающей смены пловцов так создать и не удосужились. Возможно, экономические проблемы страны больно отразились на массовости: бассейнов в стране не так уж и много, все больше дорогих фитнес-центров да аквапарков строится по городам и весям, а старые спортсооружения, хотя и держатся молодцом, как "Олимпийский", все же медленно, но верно стареют. Результаты Монреаля – не первая, но, наверное, самая пока заметная "ласточка". Весны она не сделала, конечно – потому что в России для пловцов наступила грустная осень. Если не использовать оставшиеся 3 года с толком – в Пекине нас ждет еще более сокрушительный провал.