Фото: Сергей Грузинцев |
Так, один из участковых Кировского района Саратова отказал в возбуждении уголовного дела по факту нанесения тяжких телесных повреждений, приведших к смерти потерпевшего, сообщают "Новые Известия". Участковому поручили проверить поступившую от врачей информацию об избитом мужчине. Но тот, не опросив пострадавшего, сфабриковал материалы проверки, где указал, что он никаких заявлений писать не хочет и вот-вот выпишется из больницы. Однако пациент скончался.
Еще один ленивый страж порядка - оперуполномоченный из райцентра Хвалынск, не стал расследовать дело об ограблении инвалида, у которого отобрали пенсию. Пострадавший обратился с соответствующим заявлением, но милиционер решил написать от имени инвалида еще одно заявление, в котором тот якобы извиняется за беспокойство и пишет, что нашел деньги дома под подушкой. Более того, правоохранитель составил фальшивый акт проверки места происшествия и подделал подписи якобы присутствовавших при следственных действиях понятых. О фальсификациях стало известно только после того, как пострадавший пришел к милицейскому начальству.
Все огрехи в своей работе милиционеры традиционно списывают на так называемую "палочную систему". Она уже многие годы служит оправданием для недобросовестных стражей порядка. Высокий процент раскрываемости в МВД, естественно, поощряется. Так что если реально повысить число раскрытых преступлений не удается, то милиционеры стараются хотя бы не портить статистику новыми "висяками".
Еще в 2001 г. началась борьба с "палочной системой". В пресс-службе МВД "Yтру" заявили, что сейчас ничего подобного в России уже не существует. Однако милиционеры утверждают, что система до сих пор негласно действует. Во всяком случае, так утверждают эксперты, опрошенные газетой. "Вполне возможно, что во многих отделениях она до сих пор существует, но это уже самодеятельность, – заявил член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. – В то же время процент раскрытых преступлений перестал быть цифрой, которая входит в плановые отчеты. Тем более что в России совершается, по официальным данным, около 3 млн преступлений в год. Для сравнения: в Германии регистрируется порядка 6–7 млн преступлений в год. При этом уровень преступности в нашей стране и в Германии несопоставим. И если отменили процент раскрываемости, то никто не отменил рост преступности".
Это подтвердил и один из оперативников угрозыска ГУВД Москвы. "Всем подразделениям милиции по-прежнему спускается план по количеству раскрытых преступлений, – рассказал он. – И никого не волнует, каким образом этот план будут выполнять. Вот все и крутятся, кто как может. Способов здесь много. Например, регистрируют среди раскрытых преступлений второстепенные и малозначительные составы. Поймают торговца контрафактными дисками и расписывают его деяния по статьям "незаконное предпринимательство", "распространение вредоносных программ", "торговля без акцизных марок", "контрафакт", "нарушение авторских прав" и так далее. Таким образом, можно с одного бизнесмена зарегистрировать с десяток якобы раскрытых преступлений. Поскольку всех интересует только количество, существует даже понятие – "придержать" преступление. Если в этом месяце оперативники уже выполнили план по раскрываемости, то все "излишки" уже раскрытых преступлений они будут беречь для отчетности следующего месяца. Парадокс, но сегодня не имеет никакого смысла добиваться увеличения реальной раскрываемости преступлений, поскольку сверху тут же спустят новый – повышенный план".
Впрочем, не факт, что отмена "палочной системы" увеличит эффективность работы органов. "Раскрываемость преступлений и так довольно низкая, а если не будет плана, наверное, будет еще хуже, - предположил в интервью "Yтру" Юрий Добронравов, управляющий партнёр фирмы "Добронравов и партнеры". - Я не могу сказать, что это однозначно хорошо или однозначно плохо. Если бы сейчас было как в 37-м году, если бы все дела возбуждались необоснованно, тогда это было бы плохо. Другой вопрос, что милиция не любит принимать заявлений по делам, которые плохо раскрываются. Например, это квартирные кражи. Лица, виновные в краже, как правило остаются неустановленными. Видимо, скорее надо бороться с последствиями такой статистики".
В свете всех этих заявлений стало сложно определить: то ли преступность в самом деле растет, то ли милиционеры стали действовать в рамках закона. Так, прокуратура Московской области сегодня заявила о росте количества преступлений за шесть месяцев этого года. "Общее число зарегистрированный преступлений (54 тыс. 706) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло на 20,9%. Заметный рост на 27,8% произошел по тяжким преступлениям - кражи, грабежи, разбойные нападения", - сообщили в пресс-службе. В то же время удалось добиться снижения особо тяжких преступлений и улучшить их раскрываемость: 67,1% против 60,9% за аналогичный период прошлого года. Показатель раскрываемости убийств составил 75,9% - больше чем за последние 10 лет.
На случай, если без правоохранительных органов не обойтись, Юрий Добронравов дал следующие советы: "Заявление во всякие органы обычно печатается в двух экземплярах и при сдаче экземпляров на одном проставляется либо штамп, либо дата, подпись и фамилия должностного лица. Вообще, по положению действующему в системе органов МВД, при подаче заявления они выдают корешок, что данное заявление зарегестрировано. Поскольку это все предусмотрено нормативными актами, надо требовать этот корешок. Они могут отказываться расписываться, давать корешок. Тогда надо отправляться в прокуратуру, т.к. они регистрируют подобные правонарушения. Если из прокуратуры будет передан материал, они уже не смогут отказаться. Но, конечно, дело это сильно притормозит. В дальнейшем, если речь идет о преступлении, милиция должна в 10-дневный срок проверить материал. В течение этого срока они должны вынести либо постановление об отказе, либо о возбуждении уголовного дела. Постановление об отказе опять же можно обжаловать в прокуратуре".