|
В диппредставительстве Польши ждут объяснений и тщательного расследования. В то же время польское консульство пока воздерживается от политической оценки события и склонно рассматривать происшествие как хулиганскую выходку. Хотя на фоне скандала, поднятого российской стороной в связи с инцидентом в Варшаве, его можно было бы расценить и как своеобразную форму мести. Напомним, 31 июля четверо учеников средней школы при посольстве России в Польше подверглись нападению группы молодых поляков. Подростки были жестоко избиты, у них отняли деньги, мобильные телефоны и документы. Нападавшие при этом выкрикивали сопровождалось антироссийскими выкриками и нецензурными выражениями.
В силу не совсем понятных причин механизм защиты пострадавших россиян в данном случае был включен на полную катушку и вышел далеко за рамки традиционного дипломатического диалога. Владимир Путин поднял его на высший уровень, поручив своей администрации связаться с польскими коллегами и "понять, что делают польские власти, чтобы адекватным образом отреагировать на этот недружественный акт". Остается только догадываться, связано ли это как-то с претензиями, которые президент Белоруссии выдвинул в адрес диппредставительства Польши в Минске. Не исключено, что инициируя параллельно еще одно громкое разбирательство, Россия просто оказала поддержку одному из немногих все еще лояльных по отношению к ней лидеров СНГ, ведущему битву на своем фронте. Лукашенко готовится к выборам на третий срок, который далеко не все считают легитимным. Выборы должны пройти в следующем году, и у белорусского лидера есть все основания опасаться "экспорта оранжевой революции" из стран европейского лагеря.
Варшаве осталось только объяснять, что избиение российских детей носило сугубо криминальный характер и не отражает антироссийских настроений. "Такие происшествия случаются часто и не требуют подобных политических шагов", – заявил глава президентской администрации Польши Вальдемар Дубаневски. По его мнению, Варшава не должна извиняться перед Москвой за случившееся, а реакция россиян сильно преувеличена.
Действительно, по всем госканалам сюжет про пострадавших российских детей раскручивали весьма активно. Несколько социально особенно активных граждан даже пришли к польскому посольству, чтобы побросать в него помидорами и тем самым продемонстрировать "волну общественного возмущения" во всей красе. Чисто теоретически, теперь в Польше могут ответить нам той же монетой, обвинив в ответном "недружественном акте" – ссылки на криминальный характер происшествия будут звучать, мягко говоря, не слишком убедительно.
Между тем, если заставить Россию официально оправдываться за каждого иностранца, избитого подростками-националистами на ее бескрайней территории, то помидоров не оберешься. Бьют в основном азиатов темнокожих: это традиционные жертвы подрастающего поколения российских националистов, которые в последнее время получили собирательное название "скинхеды". Еще года 4 назад били преимущественно в Москве, но в последнее время география национализма стремительно ширится. "Любая цивилизованная страна защищает не только своих граждан, но и всех людей, находящихся на ее территории, вне зависимости от национальности, гражданства и других факторов, – убежден политолог Алексей Макаркин. – А вот с этим в самой России дела обстоят далеко не идеально. Российские ребята в Варшаве столкнулись с той же гадостью, которая уже в течение долгого времени отравляет улицы российских городов. Агрессивная фашистская ксенофобия – общая проблема современного мира. Случившееся в Польше мало чем отличается от ставших уже привычными сообщений из Воронежа, Ростова-на-Дону, Волгограда, да и Москвы с Санкт-Петербургом об избиениях иностранных студентов. Только за две недели в марте зафиксированы четыре таких случая, причем география все более расширяется: Краснодар, Калуга, Липецк... В июне–июле только в Воронеже иностранцев избивали трижды. Власти считают нападения на иностранных студентов обычными хулиганскими акциями. Действительно, доказать "национальную" составляющую сложно и хлопотно, даже если сами пострадавшие заявляют, что глумившиеся над ними подростки орали "Зиг хайль"!". Бить студента из Руанды в Воронеже или жителя "ближнего зарубежья" в Москве столь же мерзко, как и российских школьников в Варшаве, убежден Макаркин. И только понимающее это общество можно назвать цивилизованным.
Но вот что примечательно: если ненависть к темнокожим отечественные фашиствующие молодежные движения культивируют довольно давно, то политическая "подпрограмма" в их действиях пока только начинает проявляться. Как правило, иностранцев со стандартной европейской внешностью в России из хулиганских побуждений не избивали. Ограбления регулярно случались, но вот крайне тревожный симптом: этим летом в Петербурге, после матча сборных России и Латвии по футболу был избит и ограблен спортивный журналист Артур Вайдерс. Пресс-атташе сборной Латвии Кришянис Крявиньш не стал искать политических мотивов в происшествии, однако добавил, что еще несколько членов спортивной делегации подвергались нападению непосредственно рядом со стадионом, в том числе и он сам. И, наконец, на матче молодежных сборных выкрикивались лозунги, где гостей из Латвии обвиняли в фашизме и национализме. Вряд ли стоит уточнять, что по линии официальной российской пропаганды Латвия числится в самых злостных нарушителей прав человека (по крайней мере, русскоязычного) и чуть ли не реставратором идей фашизма. На дипломатическом поле битвы подобные установки позволяют давать адекватный ответ на обвинения в антидемократичном характере внутренней российской политики и нарушениях прав человека. Остается только догадываться, является ли сопровождающая этот процесс "кулачная дипломатия" случайным побочным эффектом или вполне продуманным. Но в любом случае, он является легко прогнозируемым.