Фото AP |
Комиссия под руководством Пола Волкера, расследующая обвинения в коррупции в рамках этой программы, призвала лишить россиянина дипломатической неприкосновенности. Соответствующий запрос был отправлен генпрокуратурой США. Вчера, по решению Аннана, это было исполнено, после чего Яковлева арестовали. Ему были предъявлены обвинения в получении не имеющих отношения к поставкам нефти из Ирака взяток на сумму почти в $1 млн и в вымогательстве крупных сумм во время своего участия в реализации самого крупного финансового проекта в истории ООН.
Практически сразу стало известно, что в суде Манхэттена россиянин признал себя виновным по всем трем пунктам обвинения, включая заговор, мошенничество с банковским переводом, отмывание денег, а также получение нескольких сотен тысяч долларов от зарубежных компаний в связи с выполнением им своих должностных обязанностей. По каждому из этих обвинений ему грозит тюремное заключение сроком до 20 лет, а в общей сложности – 60 лет. Пока Яковлева отпустили под залог в $400 тысяч. Таким образом, россиянин стал первым чиновником ООН, которому предъявлено уголовное обвинение в рамках разбирательства с иракской программой.
Стоит отметить, что Кофи Аннана и самого обвиняли в коррупции в связи с той же программой помощи Ираку. И скандал тоже начался из-за сына – Коджо попытался скрыть факт работы в компании, получившей один из иракских контрактов с компанией Cotecna, в задачи которой по поручению ООН входила инспекция импорта товаров, поступающих в Ирак в рамках программы. Аннана обвиняли в том, что он помогал сыну. Но специальная комиссия, расследовавшая этот инцидент, установила, что генсек не имеет отношения к махинациям.
Напомним, программа "Нефть в обмен на продовольствие" осуществлялась с декабря 1996 г. по ноябрь 2003 г. и позволяла Ираку использовать выручку от экспорта "черного золота" для закупки продуктов питания и медикаментов. За время ее действия официальные доходы от продажи иракской нефти составили $67 млрд, из которых $46 млрд были направлены на гуманитарные нужды. В марте прошлого года Главное счетное управление при Конгрессе США опубликовало доклад, в котором утверждалось, что в ходе реализации этого проекта было расхищено более $10 миллиардов.