|
Напомним, что 25 мая в результате крупной аварии на энергосистемах в Москве и четырех соседних регионах на длительное время без электричества остались 6 линий метрополитена, а также 19 тыс. жилых домов. Были обесточены десятки промышленных и перерабатывающих предприятий, тысячи бюджетных организаций и коммерческих фирм, парализована работа транспорта. На юге и в центре Москвы не было света, воды, связи, не работали лифты, телефоны, банкоматы, метрополитен и светофоры, не ходили поезда, прерывались биржевые торги. Подключить электричество удалось только на следующий день. В той или иной степени от аварии пострадали до 2 млн человек.
В день энергоаварии председатель правления РАО Анатолий Чубайс лично попросил прощения у москвичей и заверил, что готов нести ответственность. 21 июня в Департаменте по взаимодействию со СМИ РАО "ЕЭС России" сообщили, что руководство энергохолдинга готово взаимодействовать с правительством Москвы по вопросу оценки ущерба от майской энергоаварии в московском регионе. "Но энергетики, кажется, забыли свои обещания. РАО не торопится компенсировать убытки" - недоумевает представитель правительства Москвы. По его словам, прямые убытки, понесенные городским хозяйством из-за энергокризиса, составили 1,7 млрд рублей. Эта сумма не включает в себя потери частных предприятий и упущенную выгоду. "Страховые компании вернули лишь незначительную часть этой суммы. Остальные документы отправлены в РАО и "Мосэнерго", но деньги столице так и не были возвращены", рассказал представитель правительства Москвы.
Отмечается, что официальных исков правительство Москвы к "Мосэнерго" пока не предъявляло, так же как и администрация Московской области, но претензии юридических и физических лиц в компанию уже поступают. Их суммы в "Мосэнерго" не уточнили, но рассказали, что для рассмотрения претензий создана группа из представителей правительства Москвы, "Мосэнергосбыта", "Мосэнерго" и РАО ЕЭС.
Впрочем, мэрия может и отказаться от выплат РАО. Сумма ущерба может стать предметом торга и при решении вопроса об увеличении доли Москвы в электросетевых компаниях, выделенных из "Мосэнерго", признался представитель столичного правительства. Этот вопрос не обсуждается, говорит представитель РАО. С юридической точки зрения это практически невозможно, ведь ответчиком по ущербу является "Мосэнергосбыт", а не сетевая компания. Решение о схеме получения Москвой контроля в распредсетях еще не принято, но базовым вариантом остается допэмиссия в пользу города, добавляет он.
Управляющий партнер A.S.T. Legal юрист Виктор Юшин отмечает, что прямые убытки доказать несложно, но на мелкие иски могут уйти годы. В США после энергоаварий пострадавшие получали компенсации через годы судов, напоминает вице-президент инвестбанка "Траст" Андрей Зубков. Он отмечает, что немало времени уходит и на то, чтобы определить, была ли претензия обоснованной.