ФОТО: Museum.ru |
Детство Мая Митурича прошло на Мясницкой улице, напротив Меншиковой башни – здесь жили и неустанно тусовались студенты прогрессивного ВХУЦТЕМАСа. Вслед за родителями Май избрал карьеру художника-графика и благополучно поступил в Полиграфический институт. В те времена особенно выбирать не приходилось – шла война, Май считался еще не демобилизованным солдатом и начал свое образование на заочном отделении. В послевоенные годы разрухи и голода трудно было даже помыслить о кистях и красках.
Однако позже, несмотря на то, что Митурич прославился прежде всего как гениальный рисовальщик и книжный иллюстратор, он так и не решился окончательно отказаться от живописи. Тем более, что в доме его отца живопись почиталась наиболее достойным и увлекательным занятием для художника. Станковые пейзажи, исполненные Маем Митуричем исключительно для себя во время многочисленных поездок по самым экзотическим окраинам необъятного Союза, подготовили его и к более масштабной работе - к созданию росписи на двухстах метров стен в московском Палеонтологическом музее, где Митурич работал вместе со своим коллегой В.Дувидовым (тоже, кстати, графиком).
С живописью связан и последний период в творчестве художника. В начале 1990-х Митурича занесло в далекую Японию, где и сложился его поздний стиль, особо ценимый знатоками и критиками. Но все же для абсолютного большинства Митурич навсегда остается автором чудесных иллюстраций к Киплингу, Кэрроллу, Аксакову и, конечно же, Корнею Чуковскому.
Считается, что, работая с книгой, Митурич сумел совместить блестящую школу Фаворского с лучшими традициями художников ленинградской школы. Иллюстрации Митурича лучатся мягким обаянием, пластическим артистизмом, юмором, заставляя вспомнить великолепных мастеров, которых в 1936 г. газета "Правда" силилась растоптать под именем "художников-пачкунов". На книжной странице он словно ведет "изобразительный" диалог с В.Конашевичем, Ю.Васнецовым, Н.Чарушиным.
И при всем том Май Митурич всегда неповторим и узнаваем. Не случайно многие книги, оформленные художником, специально переводились на иностранные языки, а работы Митурича хранятся в крупнейших музейных собраниях России и в частных коллекциях Японии, Германии, Финляндии и Америки.
Долголетний творческий путь этого мастера в нашей стране, с ее историей, вполне может казаться невероятным, едва ли не фантастическим. Он не только охватывает почти весь прошлый ХХ век, но и входит в нынешний XXI. А это восемь десятилетий, переполненных катастрофами, событиями, свершениями.
Ко многим ключевым эпизодам драмы века этот человек имеет личное отношение, что само по себе впечатляет. Ему удалось пройти длинную череду испытаний и выйти из них победителем. На суровые вызовы жизни он сумел найти творческие ответы, оказавшиеся внятными, убедительными и важными для многих из его современников, людей разных поколений и даже стран.
Юбилейная выставка Мая Митурича в Государственной Третьяковской галерее охватывает все периоды его творчества, уделяя основное внимание последним работам мастера.