В Питере не утихают строительные скандалы

Читать в полной версии →
С 2002 г. поселок Мурино, находящийся в зоне строительства грандиозного автомобильного кольца Санкт-Петербурга (КАД) остается в центре различных скандалов




С 2002 г. поселок Мурино, находящийся в зоне строительства грандиозного автомобильного кольца Санкт-Петербурга (КАД) остается в центре различных скандалов. Все это время подряды на строительство КАД выигрывало ООО "НПО Космос-СПб" - дочерняя структура ООО "НПО Космос" в Питере. Компания заявляла, что обладает новыми методами удержания грунтовых вод, и в подтверждение приводила некие публикации в СМИ. В конечном итоге все сводилось к единственной статье в журнале "Босс" от 2002 г., где о новейших технологиях рассказывал сам президент "НПО Комос" Андрей Черняков. "Внедрение новейших технологий - основа стабильности в настоящем и будущем!", – именно такой пафосный заголовок носила та статья.

Во время ведения работ жители Мурина на себе ощутили все прелести "основы стабильности": они трижды страдали от наводнений, вызванных избытком сточных вод. Деревню подтопляло и раньше, но именно со строительством КАД ситуация стала просто катастрофической. Жители – и это не шутка - ложились спать в болотных сапогах и комплектах химзащиты со спасательным кругом под головой, что подробно освещало питерское ТВ.

Разумеется, для решения возникающих проблем требовались дополнительные средства из бюджета, что значительно увеличивало затраты на проект. Природа, неожиданные трудности в виде грунтовых вод, в общем, форс-мажор. В итоге цена проекта превышает даже ту, которую во время тендера предлагали конкуренты, "задиравшие", как считалось, цены.

Сроки по сдаче очередного участка кольцевой автодороги перенесены. 27 июля он должен быть пущен в эксплуатацию, о чем всенародно объявлял директор госучреждения "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург" Егор Тратников. По его словам, в июне этот участок, готовность которого составляет 98%, должна была проверить рабочая комиссия. "А спустя месяц (к 27 июля - прим. ред.), который дается для выполнения работ по возможным замечаниям комиссии, мы его откроем", - обещал в прессе Тратников. 27 июля "Деловой Петербург" коротко сообщил: "Переносится открытие участка КАД от Московского шоссе до вантового моста, как сообщили в Федеральном дорожном агентстве, в связи с тем, что "есть технические недоделки". Недоделки будут ликвидированы в течение месяца".

Если работы не выполняются в срок, заказчик начинает нервничать, однако менять подрядчика себе дороже, поскольку расторжение контракта влечет дополнительные расходы и затягивание сроков. А в результате корреспонденту "Невастройки" в ДСТО сообщают, что для окончания работ у Мурина до сих пор нет соответствующих распоряжений Росавтодора и правительства Петербурга. Новая официальная причина задержки – период отпусков. Ввод всего Восточного полукольца транспортного обхода намечен на конец ноября. А в целом же все готово.

Периодически выходят телесюжеты о том, как много и как современно работает "НПО Космос". На строительных торжествах в Санкт-Петербурге его президент А.Черняков неизменно находится рядом с городским руководством. Активная информационная политика компании основывается на принципе: " Надо говорить о наших новейших методах в строительстве, и люди поверят, что мы лучшие".

"НПО Космос" в свое время действительно сложилось как организация, работающая в регионах, с научным центром в Москве и производством химической продукции в г. Данкове Липецкой области. И научный центр действительно работал на полную мощность. Однако широкий выбор доступных западных материалов и технологий, недостаточный контроль за коррекцией результатов работы, да и просто более легкие пути тендерных заработков как-то незаметно снизили долю достижений собственного научного центра "НПО Космос". Видимо, делать процесс более дорогим не имеет смысла. На VI Московской международной выставке "Доркомэкспо-2004" строительные и проектные организации представляли свои достижения в области новейших технологий и конкурентоспособных разработок для транспортного комплекса России. ООО "НПО Космос" предъявило макет мостового перехода через Волгу в Волгограде и макет моста через реку Кама без указания его местонахождения. Но мостовой переход в Волгограде строился силами ОАО "Волгомост", а ООО "НПО Космос" в строительстве объекта не участвовало. При строительстве моста были, конечно же, применены новые технологии и неординарные проектные решения, но они являются интеллектуальной собственностью патентообладателей: ОАО "ЦНИИС", ОАО "Гипротрансмост" и ОАО "Волгомост", на основании патентов РФ. И мост через Каму строился на автомобильном обходе Перми силами ОАО "Уралмостострой". Однако на выставке оба макета вместе с сопроводительными описаниями НПО "Космос" представило как свои. Генеральный директор "Волгомоста" в возмущении разослал открытое письмо многим участникам выставки, и скандал выплеснулся в прессу.

Вообще, принципы работы "НПО Космос" можно назвать поистине "золотыми". "Золотыми" потому, что слишком дорого они порой обходятся налогоплательщикам.

Игорь ТИХОНОВ |
Выбор читателей