|
Как говорили на вчерашней пресс-конференции организаторы фестиваля, в этом году для участия в конкурсе пришлось отобрать 128 фильмов из более чем 600 лент со всего мира, то есть примерно 6 фильмов на одно место. Выдержать такую конкуренцию удалось участникам из 34 стран мира. Причем, как было особо отмечено российским президентом фестиваля режиссером Эдуардом Назаровым ("Жил-был пес"), стало очевидно, что Россия в этом списке занимает далеко не первое место. Более того, из отечественных картин почти нечего было выбрать. И это на фоне возрастающего в мире интереса к анимации.
Когда-то наша страна шла в фарватере мировых тенденций, отличаясь особым взглядом на авторскую мультипликацию. Сейчас же, с повсеместным проникновением хайтека в мультипликацию, мы почти не можем соперничать с другими странами. Один из отборщиков посетовал журналистам, что, несмотря на лидерство России в конкурсе по количественному покзателю, ему понравились только два российских мультика.
Тем не менее, среди участников этого года – всемирно известные аниматоры Билл Плимптон (США), Джордж Швицгебель (Швейцария), Фил Маллой (Великобритания), Геррит ван Дийк (Нидерланды), Прийт Пярн (Эстония), Игорь Ковалев (США), Юрий Черенков (Франция). Участники от России – Константин Бронзит ("Алеша Попович и Тугарин Змей" и "Кот и Лиса"), Алексей Туркус ("Буревестник"), Иван Максимов ("Ветер вдоль берега"), Андрей Соколов ("К Югу от Севера"), Михаил Алдашин и Олег Ужинов ("Про Ивана-дурака"), Александр Татарский и Валентин Телегин ("Толкование сновидений"), Мария Муат ("Про мышонка") и многие другие.
В это году прекрасный многопалубный теплоход "Принцесса Днепра" с участниками и гостями "КРОКА", на котором уже практически нет мест, поплывет по маршруту Киев - Кременчуг – Запорожье – Херсон – Севастополь - Одесса, то есть основной страной пребывания станет братская Украина. Президентом украинской части "КРОКА" стал знаменитый автор анимационных "Доктора Айболита", "Капитана Врунгеля" и "Острова сокровищ" Давид Черкасский.
Фестиваль "КРОК" входит в категорию класса "А". Это то же самое, что известные Венецианский или Московский - их тоже всего несколько, но в мире анимации. Его статус и престиж в мире достаточно высоки, так что это далеко не "междусобойчик". Самый известный анимационный фестиваль проходит во французском Анси, но в этом году, как особо подчеркнули устроители, на российско-украинском форуме наблюдался даже больший наплыв участников с абсолютно новыми работами, чем во Франции. "Становится все более очевидным факт, что молодые фестивали интереснее. Поэтому мастера - такие, как Норштейн, Назаров, Черкасский, очень любят ездить на молодые фестивали, чтобы набраться на них не только энергии, но и каких-то интересных идей", - заявили журналистам организаторы "КРОКА".
И все же стоит посетовать, что интерес к некоммерческой мультипликации, особенно так называемой "арт-хаусной" продукции, в противовес "продюсерской", на российском рынке заметно ослабел. Происходит явный перекос в сторону американской массовой сериальной анимации, особенно на телевидении. Где можно посмотреть фильмы - лауреаты всевозможных "кроков" ("крок" в переводе с украинского "шаг"), совершенно не понятно. Разве что в этом году в украинской провинции, поскольку теплоход с фестивальной программой, а также с большой ретроспективной программой, показывает мультики в местах остановки всем желающим.
В Москве же лучшие образцы в прокат, скорее всего, никогда не выйдут, они совершенно не востребованы в коммерческом смысле, так что наши любители движущихся картинок могут насладиться анимацией разве что на Суздальском фестивале зимой. В любом случае широкой публике остается лишь надеяться, что искусство, не приносящее его создателям прибыли, но зачастую создающее славу страны, рано или поздно выйдет из подполья, не в последнюю очередь благодаря таким фестивалям. Или, скорее, выплывет на белом пароходе.
Всю необходимую информацию можно получить на сайте фестиваля