|
Ответственность за убийство Мусы Арафата взяли на себя "Комитеты народного сопротивления", назвавшие убитых "коллаборационистами". Эта организация ставит своей целью "освобождение всей Палестины", то есть полное уничтожение государства Израиль. "Комитеты" одобряют деятельность террористов-смертников, но сами используют другие террористические методы. Они совершают нападения в основном на солдат израильской армии и жителей поселений. По сообщению израильских источников, "Комитеты народного сопротивления" являются одной из самых многочисленных террористических организаций в секторе Газа.
Убийство Мусы Арафата является свидетельством борьбы за власть между сторонниками нынешнего главы автономии Махмуда Аббаса и его политическими противниками из радикальных группировок. Представители палестинской администрации утверждают, что бывший руководитель военной разведки был уничтожен по приказу ХАМАСа, который воспользовался "Комитетами" для осуществления мести. Но дело не только в том, чтобы отомстить врагу. ХАМАС хочет показать, кто на самом деле является полновластным хозяином на территории сектора Газа, из которого только что были выведены израильские поселения. Продемонстрировав свою силу, ХАМАС одновременно продемонстрировал бессилие Махмуда Аббаса и приобрел большое количество сторонников, необходимых для победы на выборах в палестинский парламент. Службы безопасности Палестины и палестинская полиция не оказали никакого сопротивления убийцам Мусы Арафата, действовавшим абсолютно открыто. Последнее обстоятельство побудило нынешнего главу службы военной безопасности обвинить министра внутренних дел в том, что он является пособником боевиков. Он заявил в интервью катарскому телеканалу "Аль-Джазира": "Комитеты народного сопротивления" не могли бы совершить это в одиночку, кто-то помог им в этом. Министр внутренних дел несет за это ответственность. Это просто нелогично, что сотня вооруженных боевиков с такой легкостью совершает столь серьезное преступление".
ХАМАС тем временем выступил с осуждением убийства Мусы Арафата. Пресс-секретарь организации заявил: "Хотя на Мусе Арафате, как и на некоторых других высокопоставленных палестинских чиновниках, лежит вина в подавлении борьбы народа Палестины и в пытках его лучших сынов, мы, тем не менее, осуждаем это убийство". Заявление это, разумеется, является уловкой, рассчитанной на внешних наблюдателей. Ведь палестинская администрация прекрасно осведомлена о связях ХАМАСа с "Комитетами народного сопротивления", которые уже несколько раз использовались для осуществления подобных операций.
В настоящее время ХАМАС является наиболее популярной силой в секторе Газа. Организация не признает международного плана мирного урегулирования отношений между Палестинской национальной администрацией и Израилем. Ее основатель шейх Ахмед Ясин провозгласил основной стратегической целью организации "освобождение всей Палестины от моря и до Иордана". После освобождения от израильтян Палестина, по мнению Ясина, должна стать центром арабского мира и столпом ислама.
Между тем, чтобы не допустить эскалации конфликта между экстремистскими группировками и палестинскими властями, Махмуд Аббас срочно созвал совещание, на котором объявил о введении повышенных мер безопасности, в частности, об усилении охраны резиденций высокопоставленных чиновников. Он заявил, что убийство Мусы Арафата не заставит его прекратить попытки по восстановлению в автономии закона и порядка. В свою очередь, вице-премьер-министр Израиля Шимон Перес призвал власти Палестинской автономии прекратить анархию на подконтрольных им территориях. Перес заявил, что продолжающееся беззаконие не позволит сформировать жизнеспособное правительство и систему правления, что сделает невозможным создание независимого палестинского государства.
Палестинские власти поставлены в довольно сложное положение. Влияние Аббаса среди палестинцев не столь значительно, как хотелось бы ему и его сторонникам. Они декларируют приверженность к умеренной политике в отношениях с Израилем, тогда как большинство палестинцев настроены куда более агрессивно. Именно поэтому Аббасу приходится опасаться популярности ХАМАСа и других радикальных движений, лозунги которых отвечают чаяниям "улицы". Таким образом, принимать меры по отношению к боевикам радикальных движений Аббас не в состоянии, да и полиция, набранная из тех же боевиков, не станет вступать в конфликт со своими соратниками по борьбе с Израилем. Кроме того, ХАМАС постоянно пропагандирует террор в качестве действенного средства для достижения своих целей. Вот, дескать, мы вынудили Израиль уйти с части территорий. Продолжая политику террора, мы заставим его отдать все наши земли. Таким образом, палестинское руководство поставлено перед весьма сложной дилеммой. Аббасу следует показать, что он способен применить силу, чтобы заставить экстремистов подчиняться ему как председателю национальной администрации, однако реальных рычагов для воздействия на ХАМАС в его распоряжении нет.
Как ни странно, Израилю выгодна победа ХАМАСа над своими политическими противниками. Если на территории Газы победит организация, отказывающаяся от участия в мирном процессе, мировое сообщество вынуждено будет пойти на компромисс и не будет настаивать на передаче палестинцам Восточного Иерусалима и прочих территорий, от которых Израиль не может отказаться. Однако, как известно, милые бранятся – только тешутся. Немного повоевав друг с другом, ХАМАС и палестинская администрация вновь продемонстрируют единство на почве борьбы против общего врага – Израиля. А США и прочие координаторы мирного процесса продолжат давление на Израиль, который проявляет жестокость к своим соседям и отгораживается от них стеной безопасности, мешая проходить на территорию своей страны людям, для которых работа в Израиле является единственным источником доходов. Ну а то, что среди этих людей попадаются члены радикальных организаций, террористы-смертники, – что ж! Погрозим им пальчиком, что, вероятно, и сделает Аббас в ответ на убийство Мусы Арафата. А что еще он может противопоставить ХАМАСу?