|
Проект европейских стран встретил возражения двух ядерных держав – России и Китая. По мнению российских и китайских членов совета МАГАТЭ, если, как предлагает Евросоюз, немедленно передать документы в Совбез, Иран окажется в полной изоляции, а за этим неизбежно последуют более серьезные конфликты - "обиженное" государство может даже занять враждебную позицию вместо того, чтобы соблюдать "ядерные обязательства".
В зале заседаний разыгрались нешуточные страсти и, в конце концов, тем, кто требовал сейчас же отослать документы в Совет безопасности, пришлось на время оставить свои намерения.
ЕС и США едины во мнении, что Тегеран водит международное сообщество за нос и обманывает инспекторов МАГАТЭ, заявляя о "мирном характере" своих разработок. Напомним, что на Генеральной ассамблее ООН президент Ирана Ахмадинеджад коснулся религиозной стороны этого вопроса (не следует забывать, что Иран - теократическое государство) – по его словам, "ислам воспрещает стране иметь ядерное оружие". И, несмотря на это, Иран грозится начать обогащение урана в случае, если досье все-таки попадет в Совет безопасности. А это, полагают эксперты, первый шаг к разработке атомной бомбы.
Москва, выступившая в поддержку Ирана, видит в нем перспективы для российской атомной индустрии, Пекин, также отвергший резолюцию Евросоюза, намерен сотрудничать с Тегераном в энергетической сфере. К России и Китаю присоединилась Индия, у которой тоже есть кое-какие интересы. Индию интересует газ.
Многие наблюдатели считают, что сейчас позиция Тегерана весьма устойчива, отчасти это связано с противостоянием Вашингтона и иракского сопротивления, отчасти – с чередой ураганов, серьезно потрепавших побережье Флориды. Кроме того, у президента Ирана теперь есть надежные союзники, обладающие правом вето в СБ ООН.
Однако давление на "ядерного обманщика", коим, по мнению Соединенных Штатов и Евросоюза, является вот уже 20 лет Иран, слишком велико: по данным разных источников в дипломатических кругах, Совет управляющих МАГАТЭ все же в большинстве проголосует за передачу "иранского досье" в Совет безопасности ООН.