|
После этой бурной прелюдии и долгих споров об объединении партии все же составили свой единый список, который возглавил член партии Союз правых сил Иван Новицкий; вторым станет представитель "Яблока" Евгений Бунимович.
Эксперты отмечают абсурдность сложившейся ситуации. Так, заместитель директора Экспертного института РСПП Михаил Малютин начал со слов: "Народная мудрость гласит, что любовь приходит и уходит, а мандатов хочется всегда". Он считает, что поодиночке эти партии не могут взять десятипроцентный барьер: "Лидеры правых известны своей несговорчивостью и необучаемостью, но они до сих пор не понимают политической аксиомы, что при объединении происходит не сложение, а вычитание голосов".
Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии, особое внимание уделяет тому обстоятельству, что за партиями все же стоят лидеры, между которыми есть противоречия куда более серьезные, лежащие в сфере запутанных отношений этих партий не друг с другом, а с олигархией и политическими группами. "Возможно, что это объединение обострит активное противостояние Чубайса и Ходорковского – Невзлина, поскольку в "Яблоке" до сих пор бывшие руководители "ЮКОСа" пользуются значительным авторитетом, и не исключено, что они продолжают оказывать этой партии финансовую поддержку. Между тем СПС уже заявил о неприемлемости идей "левого поворота", выдвинули лозунг "Право руля!". В "Яблоке" открыто называют СПС партией воров и олигархов, а СПС не остается в долгу, заявляя, что "Яблоко" - вообще не либеральная партия. При этом все понимают, что народ отверг обе эти партии, он разочарован. В больших городах еще сохранились наивные люди, готовые отдать за них голоса. Но 10-процентный барьер - очень высокая планка. Я сомневаюсь, что в Москве осталось 10 процентов людей, готовых проголосовать за это малоперспективное объединение", - говорит Милитарев.
Максим Дианов, директор Института региональных проблем, подчеркивает, что для избирателя обе правые партии одинаково мало жизнеспособны, и это связано с многолетним конфликтом между ними. "Даже то, что они имели в 2003 г., они уже растеряли, их сторонников стало меньше в два раза. Они могут набрать около шести процентов вместе". Сейчас они должны продемонстрировать сложную вещь - правый электорат должен поверить, что "заклятые друзья" не просто временно объединились, но и останутся вместе. Пока же, отмечает эксперт, партии только теряют электорат, и уже значительная часть правых избирателей голосует за "Единую Россию". "Правый фланг невнятен и рыхло выглядит, на нем нет лидера в виде единой и дееспособной, цельной партии", - подвел эксперт неутешительный для правых итог.