Фото: AP |
Жанр вчерашнего ток-шоу определить трудно. Путин мало говорил о политике, потому что мало кто его об этом спрашивал. А мало спрашивали, надо думать, потому, что так и задумывалось организаторами телемоста. Время политики только на подходе, и почву к этому "часу Х" сегодня взрыхляют социальными инициативами. Впрочем, о реформах особенно нового тоже ничего сказано не было.
В прежние годы аналитики ждали подобный эфир с вожделением: а ну как президент прозрачно намекнет о скорой отставке правительства, или о своих планах переизбираться, или о планах грядущего переустройства общества. Никаких таких сюрпризов президент экспертному сообществу в этот раз не преподнес. Как, впрочем, и во все другие разы. Следовало бы понять, что многозначительные намеки – не в стиле Путина, для которого "реальная" политика - это все же вначале действие, а уже потом пиар. Тем, кто имеет возможность смотреть столичный эфир, общение президента с гражданами не могло не напомнить передачу "Лицом к городу", в которой мэр Москвы отвечает на вопросы москвичей. И там, и тут единая схема: тематика – преимущественно социально-хозяйственная. Вопросы и люди, их задающие, – заранее отобранные. А для компенсации такой заданности – пара-тройка острых вопросов. Вроде того, что ставился вчера о похищении в Чечне людей.
Даже противники президента обычно признают, что он вполне владеет информацией и готов говорить на любые темы без видимых усилий. Эта черта – осведомленность – с непривычки воспринимается даже как часть харизмы. Известно, что степень погружения Путина в проблему до сих пор производит неизгладимое впечатление на всех, кто удостаивается чести беседовать с ним. Губернаторы, депутаты, иностранные дипломаты и даже правозащитники, как правило, выходят из кабинета президента окрыленными его пониманием сути дела.
Однако многие вчера могли отметить некоторую небрежность президента при ответах на ряд вопросов. Невнятно Путин говорил и об отсутствии в стране оппозиции. Из его слов следовало, что раз "Единую Россию" критикуют ЛДПР, "Родина" и КПРФ, значит, они и есть эта оппозиция. Об СПС и "Яблоке" в этом контексте президент вообще забыл, что симптоматично. Зато новым прочтением истории стало утверждение о том, что Русская Православная Церковь в советские времена была единственной "легальной оппозицией".
По сути не был дан ответ на вопрос о разнице в стоимости жилищного сертификата для военнослужащих и реальной цены на жилье. С явным трудом Путин подбирал контраргументы к упрекам в несправедливом размежевании врачей общей практики и врачей-специалистов в рамках готовящихся правительством социальных проектов. Подобный прокол вызывает особое удивление, так как референты президента не могли не знать о степени интереса общества к обоснованию подобного подхода в социальной политике.
Вообще вопрос, что из чего следует и как это следует расценивать, в России всегда запутанный. Предваряя беседу с гражданами, Путин, говоря о росте экономики, заявил: "В прошлом году рост составил 7,1%, в этом году предварительно мы считаем, что выйдем на 5,9%. Это хороший показатель..." Иными словами, замедление роста ВВП более чем на процент в год пиковых цен на нефть получил оценку "хорошо" или, возможно, даже "отлично" без объяснений причин подобной снисходительности.
Ряду пассажей наши граждане вряд ли смогли бы отдать должное ввиду их сложноподчиненности. Вот, к примеру, Путин говорит о выбранном курсе: "Приоритет у нас один и самый главный – улучшение качества жизни граждан Российской Федерации. А вот как добиться решения этой проблемы, вот здесь существует много путей. Главная предпосылка – обеспечение высоких темпов роста российской экономики. И на этой базе – решение социальных вопросов и обеспечение приоритетного развития той или другой отрасли". Из этих сентенций трудно вынести однозначный вердикт о фундаменте, на котором покоится будущее благосостояние нашей страны.
Впрочем, не стоит впадать в другую крайность, называя общение президента с гражданами простым видеорядом. То, что власть, путь и в пиар-целях, стремится продемонстрировать свою компетентность, – сугубо положительный факт. В конечном счете, это придает дополнительную прочность всему каркасу политической системы, а значит, и страны. Отвечая на вопрос о возможном саботаже указаний президента чиновниками (сегодняшнее прочтение извечной истории о справедливом царе и плохих боярах), Путин говорит, почти вторя родоначальнику русского летописания Нестору: "Страна большая, проблем много, довольно низкий уровень правовой культуры у тех, кто обязан исполнять государственные функции и в центре, и на местах, и в регионах... Но, понимая это, конечно, должен лично просто уделять этому больше внимания и еще более тщательно подходить к вопросу доведения всех принимаемых решений до логического завершения, до реализации". Собственно, это именно те слова, которых россияне ждут от любого главы государства. Отложенный суд – над ивановским ли губернатором или саратовскими чиновниками – совсем неплохо для формата "судить-рядить". Лучше был бы только скорый суд, когда поручение "разобраться" с провинившимися президент дает прямо в прямом эфире.
Впрочем, это слишком сильное средство, чтобы им баловаться в стабильно выздоравливающей стране.