|
Виновником разразившегося в Украине кризиса Шуфрич назвал президента Ющенко: дескать, кризис случился тогда, когда тот "организовал Майдан". "Ющенко покрывал все кризисы, которые инициировались его окружением. Яркий пример – элементарная спекуляция на продуктах первой необходимости. При мировой цене на сахар в 2 гривны мы его ели по 5", – пожаловался Шуфрич. Избавление Виктора Ющенко "от всех из своего окружения и главного конкурента – Тимошенко" он назвал победой СДПУ(о), но в то же время не упустил случая выразить сочувствие Юлии Владимировне, поскольку решение президента, в то же время, означает "предательство" экс-премьера.
Другой член фракции СДПУ(о) Игорь Шурма отметил, что когда "оранжевые шли во власть, они били в барабаны, а сегодня им все по барабану". "Мы, украинцы, вздохнули с облегчением, когда президент после 12-ти бессонных ночей выбрал между своими друзьями и Украиной", – добавил Шурма. Однако он тоже скептически оценивает шансы нового правительства исправить ошибки предыдущего, утверждая, что бензиновый, сахарный и нефтяной кризисы были первыми ласточками. "Есть все основания думать, что новое правительство ничего не изменит. Более того, именно это правительство может породить реальный политический кризис. Мы и дальше будем настаивать на том, что некомпетентная власть должна уйти", – заявил Шурма.
Большие надежды участники "круглого стола" возлагают на политреформу, которая должна вступить в силу со следующего года. Это будет способствовать переходу украинской государственности в новое качество и станет ключевым этапом преодоления политического кризиса, считает известный украинский политолог Михаил Погребинский. "Обнадеживает то, что сторонником политреформы стал очень мощный политический игрок – Юлия Тимошенко", да и сам президент "показывает, что заинтересован во вступлении в силу политреформы". Заинтересованность Ющенко, ранее не замеченного в особых симпатиях к реформе, предусматривающей передачу части полномочий от президента премьер-министру, назначаемому Радой, Погребинский объясняет так: "Президент понял, что не может управиться сам со своим окружением, поэтому есть один шанс – жизнь после реформы".
Помянули Юлию Тимошенко и за былые заслуги перед отечеством. Главной проблемой экс-правительства были споры вокруг собственности: "Правительство Тимошенко решало их не в правовом поле, а руководясь политической целесообразностью", считает народный депутат, член фракции "Народный Рух" Михаил Поживанов. Однако Ющенко, по его словам, "обязан был заплатить своим попутчикам по Майдану, пустив их в правительство". Несмотря на то, что часть прежних чиновников остается в новом составе кабинета министров, сегодня, по мнению депутата, "мы видим попытки формирования правительства с "чистого листа".
Досталось от Поживанова не только экс-премьеру, но и Российской Федерации. Высказываясь о самом мероприятии, он отметил, что "организация совместных российско-украинских круглых столов – это хорошо, однако это не должно заходить дальше, поскольку роль России в президентских выборах в Украине была очень сильной и негативной". Из чего напрашивается вывод: все же украинцы – народ злопамятный.
Анализировали новый украинский кабмин и в Москве. По мнению руководителя экспертно-аналитического отдела Центра коммуникативных технологий "Prопаганда" Михаила Виноградова, украинская власть предпримет попытки не дать действующим министрам баллотироваться в Верховную раду на весенних парламентских выборах. "Нынешнее правительство по-прежнему рассматривается как временное, и выборы в Верховную раду непременно поставят вопрос о смене кабмина. Наверное, будут попытки не дать нынешним министрам входить в различные коалиции на парламентских выборах", – считает Виноградов.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, в свою очередь, констатирует: в новом правительстве Украины "зачищена" группа Тимошенко: "Из четырех министров, близких к Тимошенко, убрали троих – Терехина, Томенко и Турчинова". Ушли также два наиболее одиозных министра из группы так называемых "оранжевых олигархов" – Жвания и Червоненко. Позицию министра внутренних дел Юрия Луценко, по мнению Минченко, сохранили для того, чтобы использовать Луценко в качестве "дубинки для оппозиции".
Эксперт считает, что Ехануров и Луценко будут активно "раскручиваться" в партии "Наша Украина" на парламентских выборах. Политолог также заявил, что отставка Юлии Тимошенко с поста премьера была неизбежна еще в августе, когда стало понятно, что она хочет заполучить нефтегазовый и весь экономический сектор в стране. "Она хотела все – получив контроль над экономикой, Юлия Владимировна взялась бы за политику", - заявил Минченко. Кроме того, в последнее время Тимошенко начала фактически разворачивать свои избирательные штабы, и было вполне очевидно, что на выборы в Раду она идет отдельно от Ющенко. "Она выиграла первый раунд пиар-войны против Ющенко, потому что ему не стоило показывать свою личную неприязнь к Тимошенко", – подчеркнул глава Международного института политической экспертизы.
Отмечая, что шансы экс-премьера на парламентских выборах сильно раздуты, Минченко предсказывает БЮТ третье место после "Нашей Украины" и Партии регионов. "У Тимошенко слишком слабая инфраструктура и ее окружают слишком одиозные фигуры, чтобы добиться желаемых результатов", – считает политолог.
Кстати, отсутствие представителей Партии регионов в новом правительстве удивило некоторых наблюдателей. Минченко даже назвал это "единственным сюрпризом" на фоне предсказуемости прочих кадровых решений. Впрочем, как известно, Партия регионов ранее заявляла о том, что не претендует на места в правительстве. Согласившись поддержать Еханурова во время повторного голосования в Верховной Раде, "регионалы" выставили другие условия, которые были изложены в 10 пунктах меморандума, подписанного Виктором Ющенко и Виктором Януковичем накануне голосования. В частности, речь шла о том, что власть не будет преследовать представителей оппозиции. Однако вчера Янукович заявил о том, что условия меморандума нарушаются. "Мне опять пришла повестка в Генпрокуратуру, – рассказал он. – Я как честный человек, законопослушный, конечно, пойду. Но власти что, делать больше нечего?".