|
До сих пор монетизация не коснулась платежей в сфере ЖКХ (квартплата, оплата водоснабжения, вывоза мусора и т. д.), хотя 122-й закон предусматривал переход от льгот к денежным компенсациям и здесь. Регионы, а выбор в данном случае оставался за ними, просто не отважились на замену льгот компенсациями в столь значимой социальной сфере. В соответствии с официальной статистикой, льготников в системе ЖКХ по России – 37,5 миллионов. В 19 регионах до 2004 г. проводился эксперимент по переходу от льгот к адресным субсидиям: вы платите, а потом вам компенсируют эти затраты, исходя из доходов вашего семейного бюджета. По его итогам только два региона, Республика Татарстан и Тюменская область (далеко не самые бедные субъекты Федерации), решились монетизировать льготы в сфере ЖКХ.
Вместе с тем, вот уже более пяти лет в стране продолжается общая реформа ЖКХ, в рамках которой и будет в итоге реализовываться монетизация льгот. Окончательный переход от натуральных льгот к адресным субсидиям намечен на начало 2006 года. К этому же времени могут начаться сказываться возможные негативные последствия введения нового Жилищного кодекса, действие которого вводится поэтапно – полностью документ заработает с марта будущего года. В частности, в кодексе прописана "полная оплата услуг жилищных и коммунальных услуг". Справедливости ради надо отметить, что понятие "100%-ная оплата" весьма условно: на недавно прошедшей пресс-конференции руководитель Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) Сергей Круглик сказал, что реальные цифры оплаты будут складываться с учетом субсидий.
Прогнозы относительно развития событий после того, как реформа "коммуналки" начнет действовать, даются самые разные. Эксперты неправительственной организации Институт "Коллективное действие", занимающиеся мониторингом реформы ЖКХ, уверены, что с ростом тарифов на коммунальные платежи протестный потенциал общества существенно возрастет. Первыми действие преобразований почувствуют на себе малообеспеченные граждане, потому что вслед за возросшими тарифами поползут вверх цены. Недовольство может вызвать появление управляющих компаний – нового вида посредников между жителями и поставщиками услуг ЖКХ в соответствии с Жилищным кодексом. По словам экспертов "Коллективного действия", эти чисто посреднические структуры создаются как удобная ниша для "приближенного" к муниципалам бизнеса.
Неизвестно, что будет с миллионами россиян, стоящих в разного рода очередях на улучшение жилищных условий. По новому ЖК жилье будет предоставляться в первую очередь малоимущим, сколько надо будет ждать остальным, никто сказать не может. Например, в Москве ежегодно сдается только 7 тыс. квартир для очередников, а на очереди стоят более 94 тыс. семей. Непонятный статус остается у бывших ведомственных общежитий, в которых по России проживают сотни тысяч людей. В последнее время обострилась еще одна жилищная проблема, не экономическая – так называемая "точечная застройка" в крупных городах, часто вызывающая негативную реакцию жителей района. Поэтому возможный социальный состав протестных групп обещает быть довольно пестрым, а их количество непредсказуемо.
Говоря о социальной значимости реформирования ЖКХ, директор "Коллективного действия" Карин Клеман утверждает, что изменяется сама идеология государства. Речь, по его словам, идет о социально-шоковой терапии, поскольку реформа затрагивает важнейшую сферу жизни людей, одно из основополагающих прав человека – право на жилье.
Другой позиции придерживаются ведомства, руководящие отечественным ЖКХ. По словам заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Юрия Тыртышова, речь идет не об изменения государственной идеологии в отношении предоставления услуг ЖКХ населению. "Скорее можно говорить о придании реформе нового импульса. ЖКХ стало одним из государственных приоритетов. Главная цель преобразований – переход ЖКХ на экономически обоснованные отношения, плюс – демонополизация отрасли. Сегодня уже около 30% предприятий в отрасли не являются государственными. Еще одна цель реформы – социальная защита потребителей из малоимущих слоев населения. Мы готовы на замену льгот денежными компенсациями в ЖКХ. Замещение натуральных льгот деньгами – нормальная ситуация".
По данным Федерального агентства, с 2002 г. модернизация ЖКХ приняла системный характер. Еще в мае 2001 г. на Госсовете были обсуждены некоторые проблемы ЖКХ, и в ноябре того же года появилась Федеральная целевая программа "Реформирование и поддержка ЖКХ в РФ на 2002-2010 годы". Ее функциональная роль свелась к финансированию сферы ЖКХ из федеральных средств, но таким образом центр хотя бы не отказался от поддержки системы ЖКХ в целом. Была усовершенствована структура органов управления ЖКХ. Службы, предоставляющие льготы населению, передаются сейчас в ведение органов социальной защиты. Ранее льготы фактически предоставляла отрасль, а не государство, то есть органам управления ЖКХ были приданы функции собесов.
В Госстрое считают, что для приведения системы ЖКХ Росси в нормативное состояние (30% износа основных фондов) необходимы триллионы рублей. Поэтому в ведомстве склонны ориентироваться на частного инвестора. Таким образом, демонополизация этой сферы неизбежна.
Существовавшая ранее система предоставления льгот в сфере ЖКХ была, мягко говоря, далеко не идеальной. Она перекладывала основную часть забот по выплатам на плечи предприятий ЖКХ, которым, в свою очередь, эти затраты должно было покрывать государство. Естественно, государство многого не покрывало, и задолженность в 90-е годы составляла до 50% всех выплат. Но, парадоксальным образом, эта нехорошая система снимала возможное социальное напряжение. Не платит кто? Предприятие. Вот с ним и конфликтуйте, а государство тут ни при чем. Теперь ситуация иная. "Ситцевые бунты" в январе нынешнего года это наглядно продемонстрировали.
Кстати, власти сами неплохо понимают важность проблемы. Тот же господин Круглик на пресс-конференции обмолвился, что если коммунальные тарифы повышаются более чем на 20%, то это приводит к социальной напряженности.
А пока суд да дело, родившиеся в результате зимних волнений разнообразные "комитеты спасения" выстраивают общественные структуры на уровне регионов. Так, в Подмосковье сейчас работают около 20 комитетов, которые уже начали координировать между собой возможные действия.