|
"Yтро": Теперь вы уже не только двукратный олимпийский чемпион, но и шестикратный чемпион мира. О чем спортсмен задумывается в такие моменты, неужели о новых рекордах?
Бувайсар Сайтиев: О рекордах спортсмен должен частенько задумываться, должен на них ориентироваться. Вот со стороны на себя посмотришь: шесть раз был лучшим в мире – определенно хорошо поработал. Но не в количестве счастье. Десять лет назад я был одним из самых молодых чемпионов мира. Мне было двадцать. Сейчас я один из самых старых – мне тридцать. Но вся прелесть в том, что именно сейчас очень интересно бороться и гораздо приятнее выигрывать, чем в двадцать.
"Y": В чем все-таки секрет таких спортсменов, как вы? Казалось бы, появился талантливый юноша, сильный и ловкий, освоил технику. И все. И из года в год побеждает.
Б.С.: Все перечисленное – это обязательные атрибуты. Освоить технику, навыки, иметь соответствующий боевой характер. Но это все нужно для первой победы. А когда ты хочешь выиграть снова и снова, здесь уже совсем другое дело. Десять лет назад я стал чемпионом мира. Сколько событий у человека произошло за 10 лет? Здесь в первую очередь очень важно сохранить себя как личность, способную сделать что-то серьезное, сохранить уважение к себе. Чтобы ты реально верил в то, что ты достоин выиграть еще одну медаль. Тогда ты ее обязательно выиграешь, потому что сможешь вовремя выложиться, потерпеть, преодолеть себя.
"Y": Из ваших слов я могу сделать вывод, что на протяжении 10 лет вы жили в гармонии с собой...
Б.С.: Нет, было очень много всего. Если бы сегодня можно было в открытую говорить молодым спортсменам о том, как прожил последние 10 лет Бувайсар Сайтиев, будучи одним из лучших спортсменов, я думаю, они не поверили бы. Я когда-то понял, что все зависит от жизненной философии, того, как ты воспринимаешь происходящее вокруг. Надо жить в гармонии с самим собой, и тогда ты сохранишь себя для поступка, совершение которого потребует всей твоей внутренней силы.
Вот, кстати, мое мнение про наш сегодняшний футбол. У футболистов просто несоответственно крупные заработки, и они могут себе позволить больше, чем должны были бы себе позволить. Деньги – это тоже серьезная проблема, с которой не всякий человек справляется. Бытие определяет сознание.
"Y": У вас так много побед (понятно, что они не приедаются), поражений гораздо меньше. Наверное, они как-то ярче запоминаются?
Б.С.: Я проиграл в 1994 г. на Кубке мира. Это было мое первое выступление за взрослую сборную. При этом я выиграл у будущего чемпиона, а проиграл другому. В такой вот круговой борьбе я вышел на третье место. Во второй раз я проиграл в 2000 г., после шести лет одних побед. Установка на соревнованиях была такая: выиграть у всех "чисто", на туше. Вот такое превосходство было над соперниками когда-то. Потом эти победы воспринимались совсем по-другому.
"Y": В чем же изменения?
Б.С.: Наверное, я повторюсь – очень интересно долго жить в спорте. За 10 лет я столько всего познал! Будучи не спортсменом, нервное, я бы не столкнулся с этим. Я очень благодарен борьбе, тем людям, которые меня привели в нее, которые мне встречались на пути. Чуть позже пришло осознание того, какую роль в жизни, в том числе и спортивной, сыграли семья и друзья.
"Y": Ваши поражения легко поддаются счету, они вас чему-нибудь учили?
Б.С.: Получается – учили. Не зря же я через четыре года после Сиднея вернулся в сборную и вновь стал первым.
"Y": Были ли в вашей спортивной карьере соперники, с которыми у вас было принципиальное противостояние или у кого вам бы хотелось взять реванш?
Б.С.: Ну, как вы понимаете, таких у меня было совсем мало, а вот тех, кто у меня хочет взять реванш, – их и сейчас полно.
"Y": Вы сказали о важности поддержки друзей и семьи. Она, насколько нам известно, у вас большая, и многие из ваших родственников добивались немалых успехов в спорте.
Б.С.: Мой младший брат стал олимпийским чемпионом в Сиднее. Именно тогда я проиграл, а Адам продолжал бороться. Он впервые выступал на Олимпиаде, и вы даже не представляете, настолько мне было интересно следить за тем, как он выступит. Я за него так переживал! Я даже не очень сильно думал о своем проигрыше. Должен сказать, что Адам молодец – достойно перенес все это и выступил замечательно. А семья у меня большая: мама, три брата, две сестры. А с другой стороны, и не такая уж большая – обычная кавказская семья.
"Y": Вы родились в Дагестане, в Хасавюрте. Уже давно живете в Красноярске. Где все-таки произошло знакомство с борьбой?
Б.С.: Я начал заниматься борьбой очень рано – в шесть лет. Но к моменту окончания школы возникли кое-какие проблемы с тренерами, надо было уже куда-то выбираться. В 1992 г. я переехал в Красноярск. Вообще красноярская школа в плане развития мне очень серьезно помогла. Школа уважаемая, достойная. Ее представители всегда были в рядах сборной команды.
"Y": А вы со всей семьей перебрались в Красноярск?
Б.С.: Нет, я переехал со своим другом, одноклассником. Мы вместе боролись. Уже позже я младшего брата привез туда. Начал привозить некоторых перспективных ребятишек. Сегодня я там живу со своей семьей. А братья и сестры живут в Хасавюрте.
"Y": Вот посмотришь на вашу биографию, и так и хочется сказать о том, что вы гражданин мира...
Б.С.: Действительно: я родился в Дагестане, по национальности – чеченец, живу в Красноярске. И те, и те, и те считают меня своим. Я хорошо знаю Дагестан, обычаи и традиции этого народа. То есть я, в какой-то мере, и дагестанец. В большей части я, естественно, чеченец. А 13 лет я уже и сибиряк. Очень много во мне объединительного получилось.
"Y": Настоящий россиянин.
Б.С.: Я типичный россиянин.