|
С понедельника СМИ полнятся домыслами и спекуляциями на тему местонахождения осужденных. Сегодня источник в Управлении федеральной службы по исполнению наказаний Саратовской области сообщил, что они в колонии №13 общего режима г. Энгельса. Среди других возможных мест отбывания наказания назывались: Ямало-Ненецкий автономный округ, Читинская, Саратовская, Свердловская и Пермская области, а также Сибирский федеральный округ. Эту информацию усиленно проверяли, но ни в одном из вышеперечисленных регионов Ходорковского и Лебедева не нашли. По закону начальник Матросской Тишины Фикрет Тагиев должен уведомить родственников в день отъезда арестантов к месту отбывания срока. Но закон не обязывает администрацию тюрьмы сообщать об этом доверенным лицам. Такое уведомление можно сделать по почте. Видимо, именно так и поступил начальник тюрьмы Тагиев. Адвокатам остается лишь надеяться, что они получат письмо сегодня.
Все возможные места отбывания наказания находятся весьма далеко от Москвы, где Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были осуждены. Между тем ст.73 УИК РФ гласит, что "осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены". Но, по словам адвокатов, согласно уже упомянутой статье УИК РФ, в ситуации, когда в ближайших исправительных учреждениях нет свободных мест, осужденных могут направлять "в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации". Статья также позволяет отправить осужденного в Москве хоть на Новую Землю, мотивируя это, скажем, необходимостью обеспечения личной безопасности. Есть и другие варианты, которые позволяют манипулировать людьми, как угодно.
Если, вопреки закону, Михаил Ходорковский окажется на Урале и даже за ним, говорить о привлечении к ответственности должностных лиц за принятие такого решения можно лишь теоретически. "Доказать, что нарушен закон, поскольку осужденный направлен в столь отдаленные места необоснованно, практически невозможно", – считает Генрих Падва. По его словам, он не знает, кто из должностных лиц персонально решал, где отбывать наказание его подзащитному. "Обычно это происходит так, – пояснил Падва. – После того, как приговор вступает в законную силу, осужденного из СИЗО направляют в пересылку, куда поступают все разнарядки из мест лишения свободы. И решение принимает начальник пересылки. Но это обычно...". Адвокат выразил сомнение в том, что решение по Михаилу Ходорковскому доверили принимать начальнику пересылки – вопрос, по его мнению, решался гораздо выше.
Напомним, что ранее Михаил Ходорковский собирался баллотироваться в Госдуму, но эта затея провалилась, так как кассационный суд подтвердил законность вынесенного ему приговора.