|
Наверняка наши депутаты тоже сталкивались с этой проблемой, поэтому они решили помочь избирателям и ужесточить наказания преступникам, угоняющим у нас самое дорогое. Так, в конце прошлой недели в Госдуму поступил законопроект, авторы которого предлагают отменить в Уголовном кодексе статью за угон автотранспортного средства и карать преступников, завладевших чужой машиной, по другой, более серьезной статье – "кража". Кроме того, предполагается добавить наказание за грабеж или разбойное нападение "с проникновением в автомобиль или иное транспортное средство". С помощью этого шага инициаторы нововведения надеются снизить количество угоняемых автомобилей.
В нынешнем Уголовном кодексе понятие кражи и угона машины находятся в разных статьях. Кража (ст. 158) предусматривает последующую продажу автомобиля, что требуется еще доказать в суде. Угоняют же авто (ст. 166), только чтобы "покататься". Наказание по этим статьям, в принципе, равнозначно, но все угонщики стараются, чтобы их действия оценивали по 166-й. Потому что, как показывает судебная практика, обвиняемому по этой статье дают условный срок, тогда как осужденные по 158-й отправляются в места не столь отдаленные.
Некоторые эксперты предполагают, что эти меры только помогут преступникам избежать наказания и не повлияют на количество угонов. Например, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин сказал, что "если понятие "угон" пропадет из УК, то автоугонщики вообще могут остаться безнаказанными". "Кража – разновидность хищения. Хищение предполагает умысел на завладение. Если вы этого не сможете доказать, то квалифицировать это деяние как кражу нельзя, - отметил Похмелкин. – Следовательно, преступники вообще останутся безнаказанными. А по действующему законодательству угон транспортного средства должен караться не менее строго, чем кража. Сам факт того, что человек решил покататься на чужой машине, уже требует наказания. Так что проблема борьбы с угонами не в уголовно-правовой сфере. Просто не работает неотвратимость наказания. Не ловят этих угонщиков. Ведь зачастую их покрывают сотрудники милиции. Вот где надо наводить порядок. А Уголовный кодекс здесь абсолютно ни при чем".
Поможет ли новый законопроект в борьбе за спокойный сон автомобилистов, неизвестно. Ясно лишь одно: большинство преступников действительно работают под "крышей" милиционеров. И это уже совсем другая проблема, решить которую одним законопроектом не удастся.