|
История Van Der Graaf Generator началась в Великобритании в 1967 г. – тогда в Манчестерском университете встретились барабанщик Джадж-Смит, автор и исполнитель собственных песен Питер Хэммилл и клавишник Ник Пим. Все трое были студентами этого вуза, и все трое страстно желали создать свою группу. Из обширного списка возможных имен музыканты выбрали предложенное Джадж-Смитом длинное и мудреное Van Der Graaf Generator – по названию электростатического генератора, придуманного в 1931 г. доктором физики Робертом Ван Дер Графом. А еще спустя какое-то время Джадж-Смит покинул группу, после чего единоличным лидером VDGG остается Хэммилл, чей мощный "драматический" вокал и мрачноватые тексты становятся визитной карточкой коллектива.
Пришедшие на замену новички – клавишник Хью Бэнтон, бас-гитарист Кит Эллис и барабанщик Гай Эванс – смогли составить достойную компанию Хэммиллу; в таком составе группа активно гастролировала по студенческим клубам; они же все участвовали в записи дебютной программы Aerosol Grey Machine, увидевшей свет в январе 1969 года. Несмотря на то, что на момент выхода пластинки группа вновь перешла в состояние полураспада, диск был выпущен под коллективной вывеской Van Der Graaf Generator. Тем не менее, Хэммилл нашел в себе силы не сдаваться обстоятельствам и убедил Бэнтона и Эванса продолжить совместную работу; на второй пластинке The least we can do is wave to each other на бас-гитаре играет новый участник группы Ник Поттер. А еще чуть позже произошло судьбоносное знакомство двух великих арт-роковых экспериментаторов – Питера Хэммилла и Роберта Фриппа. С тех пор Фрипп периодически "гостит" на последующих альбомах Хэммилла – начиная с середины 70-х и до относительно "свежих" его релизов. К слову, сольная дискография Питера Хэммилла лишь самую малость не дотягивает до "полукруглого" числа 50.
По странной прихоти Питера, после выхода одного из самых сильных альбомов VDGG Pawn Hearts (1971) в период 1972-74 гг. пластинки, записанные тем же самым составом участников, выходили отчего-то под фамилией лидера. Тем не менее, все классические составляющие – мощные инструментальные партии, соединяющие в себе звучание меллотрона, органа, саксофона и мрачноватый, но впечатляющий вокал, оставались при группе и по-прежнему производили необыкновенный эффект на слушателя. В 1975 г. "справедливость восторжествовала": альбомы Godbluff и Still Life вновь вышли как образцы коллективного творчества. Но еще через два года, после выпуска пластинки со странным двойным названием The Quiet Zone/The Pleasure Dome и концертника Vital, участники группы официально объявили о распаде – что, впрочем, не мешало им периодически собираться вновь и "гостить" друг у друга на сольных проектах.
Однако, несмотря на сохраняющего завидную творческую активность Хэммилла в сольной ипостаси, имя его группы Van Der Graaf Generator с тех пор превратилось в достояние истории. Саксофонист Дэвид Джексон в конечном счете реализовал себя как превосходный школьный преподаватель, а клавишник Хью Бэнтон обрел новое призвание в реставрации и проектировании церковных органов.
И лишь в 2005 г., на волне всеобщего интереса к прогрессив-року 70-х и множественных вызванных этим самым интересом "рок-ривайвлов" состоялось возвращение "легенды", причем в классическом составе Хэммилл-Бэнтон-Эванс-Джексон. Двойной студийный альбом Present перекинул мостик между прошлым и настоящим "генераторов" – первая половина альбома более напоминает классические работы группы; вторая – более сложная и импровизационная. Одновременно вышла и ремастированная классика VDGG: The Least We Can Do Is Wave To Each Other, H to He Who Am The Only One и Pawn Hearts. На этих альбомах в качестве бонусов представлены редкие треки – альтернативные и концертные варианты композиций.
На единственном концерте в Москве Van Der Graaf Generator сыграют как новый материал с последнего альбома Present, так и лучшие композиции за почти сорокалетнюю историю группы.
Концерт Van Der Graaf Generator: 26 октября, Москва, Театр Эстрады, начало в 19-00.
Организатор – концертное агентство GreenWave