Очертания новой оппозиции уже проступают

Читать в полной версии →
Минувшая неделя ознаменовалась очередным всплеском активности вокруг "ЮКОСа". Сторонники Ходорковского митинговали, а его главный партнер Леонид Невзлин отбивался от новых напастей


ФОТО: НТВ



Минувшая неделя ознаменовалась очередным сеансом активизации событий вокруг "ЮКОСа" и его бывших руководителей. В воскресенье представители "Яблока", "Нашего выбора", НБП, "Объединенного Гражданского фронта" и коалиции "Оборона" митинговали в Питере в защиту Михаила Ходорковского. Журналистам "яблочники" объяснили, что акция приурочена к двухлетию ареста олигарха. Интересна и сама акция, и имена ее участников.

За последний, довольно короткий, отрезок времени эти названия – "НБП" и "Яблоко" – всплывают вместе уже не в первый раз. Не далее как в прошлый четверг выпуски теленовостей пестрели репортажами с пикета, организованного в том же Питере "Нашими", в количестве трех десятков человек во главе с Василием Якеменко бурно протестовавшими против сближения указанных политических сил. Протест плавно перерастал в локальные мордобития, подкрепленные плакатами, которые должны были заставить Григория Явлинского задуматься, верным ли курсом он идет.

Лидер НБП Эдуард Лимонов пару недель назад долго говорил о том, что оппозиция обречена на объединение, а сам он ведет диалог со всеми политическими силами. Явлинский, судя по всему, и стал первой известной фигурой, чье сотрудничество с нацболами начало бурно развиваться, что и вызвало столь негативную реакцию со стороны "нашистов". Однако те, кто в муках обретал друг друга, не склонились под первым же натиском политического ветра – сотрудничество было продолжено, а его новые плоды в виде того самого воскресного митинга пожинали журналисты и питерские обыватели.

Еще один юкосовец, Леонид Невзлин, находящийся в опале, а к тому же еще и в эмиграции, на неделе тоже находился в центре внимания. В прошлый понедельник его адвокатам отказали в праве знакомиться с уголовным делом Невзлина в отсутствие фигуранта, обвиняемого в организации убийств, покушений, неуплате налогов и хищениях. В Израиле, где сейчас находится Леонид Невзлин, на него свалилась новая напасть: местные правозащитники написали местному генпрокурору письмо с требованием выслать олигарха в Россию, посчитав доказательства нашей Генпрокуратуры достаточно убедительными. Вдобавок правозащитники усомнились в правильности процедуры получения Невзлиным израильского гражданства и задали прочие каверзные вопросы своим чиновникам. В общем, ополчились.

Надо заметить, что трения с правозащитниками у Леонида Невзлина не только в Израиле, но и в России. Ведь именно в одном из правозащитных движений занята бывший советник "ЮКОСа" Ольга Костина, которую считают главным свидетелем обвинения. Костина, постоянно ожидающая подвоха со стороны бывших работодателей, всерьез опасается за собственную безопасность. Очевидно, что Невзлин вряд ли питает к ней нежные чувства, однако проблемы могут подстерегать ее с совершенно другой стороны. Уже упоминавшиеся выше национал-большевики фактически объявили на женщину охоту, обвинив ее намедни в организации движения "НБП без Лимонова" и прочих провокаторских грехах. Обзывая Ольгу Костину "прославленной стукачкой" и "конторской гнидой", национал-большевики обвиняют ее в том, что в своем правозащитном движении она будет заниматься созданием системы подкупа свидетелей в пользу ФСБ и Генпрокуратуры, а также в создании вокруг партии "мутного информационного поля", которое пригодится, чтобы списать убийство кого-либо из лидеров НБП на внутрипартийные разборки. О том, будет ли на самом деле совершать это убийство лично Костина, нбпшники умалчивают. Как умалчивают и о том, что мотивы, побудившие ее участвовать в создании движения, созданного для защиты свидетелей в уголовных процессах, более чем ясны. Она сама побывала в этой шкуре: покушение на Ольгу Костину фигурирует в качестве одного из главных обвинений в адрес Леонида Невзлина, вменяемых ему Генпрокуратурой.

Легкая примесь "Яблока", известного давней поддержкой Ходорковского, а, следовательно, и Невзлина, придает картине дополнительную пикантность и помогает связывать в единую цепь самые, казалось бы, разные события, заставляя выстраивать логические цепочки: Невзлин–"Яблоко"–НБП. Попробуйте скандировать это на манер "Ленин-партия-комсомол", и вы поймете, что, возможно, становитесь свидетелями создания нового оппозиционного альянса, объединяющего "боевиков" (а именно с боевыми отрядами ассоциируется у многих избирателей НБП), "робких интеллигентов" (вечный имидж "яблочников") и "олигархов". Если добавить в этот гремучий коктейль слова Лимонова о том, что ему удалось наладить контакты с КПРФ, обладающей, в отличие от названных сил, хоть какой-то массовой поддержкой, то речевку, видимо, придется немного изменить. Однако это тот самый случай, когда от добавления лишнего "красного" слагаемого сумма не меняется.

Сергей СИЛАНТЬЕВ |
Выбор читателей