|
В минувший понедельник в Совете Федерации состоялась презентация всего проекта на государственном уровне, после чего последовало решение показать уже снятые мультфильмы по центральному телевидению начиная с 4 ноября.
Студия "Пилот" сегодня – продолжатель дела "Союзмультфильма", фактически единственная компания, способная привлечь силы и средства для решения такой масштабной задачи: возродить в полном объеме интерес к российской авторской анимации. То есть огромному пласту искусства, павшему за последние годы под натиском дешевого заокеанского ширпотреба, которым ТВ с Yтра до вечера пичкает наших детей, о чем я свидетельствую как отец 5-летнего ребенка. Нельзя сказать, что весь голливудский продукт плох, однако, как правило, он апеллирует к совершенно иным реалиям, чем наши, да и вообще терять позиции и традиции в мультипликации и не хочется, и просто нельзя.
Александру Татарскому удалось создать команду единомышленников, аккумулировавшую почти все лучшие силы отечественной анимации для нового проекта, основанного на сказках народов населяющих Российскую Федерацию. И вот перед нами итог вдохновения и нескольких лет работы многих художников, режиссеров операторов и "всех-всех-всех".
От некоторых сказок дети не могут оторваться, опять же свидетельствую как родитель, и просят показать их по нескольку раз – благо у меня есть диски с фестиваля, подаренные авторами (а вы можете увидеть фрагменты мультфильмов на официальном сайте проекта). Фишка еще в том, что каждой сказке предшествует уникальная пластилиновая заставка от замечательного пилотовца Сергея Меринова, получившего на нынешнем "Кроке" главный приз в категории прикладной анимации.
Когда знакомишься с этими людьми, начинаешь иначе смотреть на то, как делают кино. Дело даже не в том, что все авторы "Горы самоцветов" – энтузиасты, отрекающиеся от коммерческих благ ради искусства. Они – взрослые дети. Для того чтобы создавать пластилиновые образы, которые в несколько секунд опишут нам Ханты-Мансийск или Воронеж, нужно жить так, чтобы к душе не прилипала шелуха окружающего жестокого и противного мира, оставаясь при этом зрелыми людьми. Это особый талант, в наличии которого у взрослых режиссеров часто приходится сомневаться, хотя он несомненно присущ нашим малышам. "Обман, сплошной обман", – смеется Сережа Меринов, рассказывая, как делаются пластилиновые эффекты. "Ты знаешь, что когда из одной фигурки вылепляется другая, это не что иное, как процесс сминания? Да-да, сначала мы лепим, потом постепенно это в руках просто мнем, кадр за кадром, уничтожаем, а потом... прокручиваем пленку назад. Так и обманываем, так вот все время и работаем – разрушаем свои игрушки..." Эх, если б вы видели, как это выглядит в стадии полуфабриката! Целые пластилиновые пейзажи на станках, чья участь – быть размазанными по доске.
Общеизвестно, что в анимации сейчас царит "цифра". Кто-то из великих, как Юрий Норштейн, придерживаются мысли о том, что это плохо, дескать, живая жизнь уходит из кадра, оставляя место байтам информации, однако сейчас от этого уже никуда не деться. Когда вы можете прямо с монтажного станка увидеть на компьютере все фазы пластилинового движения – это впечатляет. Кроме того, "умные машины" невероятно убыстряют процесс. Точно так же программы компьютерной "перекладки" заменили собой трудоемкую ручную (это когда персонажи движутся, как в "Ежике в тумане"), и один фильм уже не делается годами. А какие классные мультики в этой рисовано-цифровой технике получаются у таких авторов "Пилота", как Андрей Кузнецов ("Про змея"), Михаил Алдашин и Олег Ужинов ("Про Ивана-дурака"), Константин Бронзит ("Кот и лиса")!
Практически все существующие анимационные техники – трехмерная (кукольная), рисованная 2D и 3D, перекладка, смешанная – представлены в "Горе самоцветов" сполна, и остается лишь удивляться разнообразию творческих идей ее создателей.
Но самое главное, что отличает этот пилотовский мега-проект, который мы скоро сможем увидеть и оценить, – его блестящий юмор, рассчитанный на все категории зрителей. "Гора" не рассчитана исключительно на детскую "целевую аудиторию". В этом прелесть сериала. Когда я поставил на DVD рисованный мультик Наташи Березовой "Про барана и козла" своей маленькой дочери, она посмотрела его 4 раза и попросила старшего брата показать еще. Но и взрослый совершеннолетний "ребенок" не мог оторваться и был готов смотреть еще раз. Оказывается, не только детям нужно смотреть свои сказки, основанные на родном и близком, нам всем хочется своих мультфильмов. Ведь мы к ним привыкли больше, чем к Диснею, хотя никто не умаляет достоинств последнего.
Я был на "Пилоте" и своими глазами видел, как это делается. Я знаю этих людей, люблю их, их работа меня воодушевляет. Подождем праздников и вместе убедимся в том, что наша анимации по-прежнему на коне.
Иллюстрации с официального сайта проекта "Гора самоцветов"