|
Хотя, казалось бы, у европейцев и россиян для паники нет причин: ни на территории РФ, ни к западу от нее случаев заболевания людей птичьим гриппом не зафиксировано, то есть можно предположить, что здесь вирус H5N1 не мутировал в "человеческие" формы. К тому же эксперты уверяют, что зараза не передается через употребление птицы в пищу. "Тезис о том, что куриное мясо является недостаточно безопасным для потребителей, неверен", – утверждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявляет, что можно смело есть даже птицу, поступающую из регионов, зараженных куриным гриппом. На этом настаивают и в Европе. "Есть яйца, даже сырые, и мясо птицы можно без всякого риска заразиться птичьим гриппом", – заявил Филипп Тодд, пресс-секретарь еврокомиссара по здравоохранению и защите потребителей Маркоса Киприану. Он подчеркнул, что "вирус этой болезни отсутствует в продукции птицеводства, его можно встретить только у живой птицы". Впрочем, большинство экспертов советуют все же сварить яйцо перед употреблением, а курочку поджарить. В Китае был один сомнительный случай, когда девочка подхватила H5N1, поев плохо прожаренную (или плохо прокопченную) курицу. Но у страха, как известно, глаза велики, а СМИ готовы увеличить их и вовсе до безобразных размеров. Поэтому перспективы мирового рынка птичьего мяса выглядят не очень обнадеживающе.
Не поддаются панике, похоже, только российские птицеводы. Как-никак, их отрасль является наиболее динамичной и высокодоходной во всем сельском хозяйстве страны. Ежегодный рост производства в ней составляет 15-17%. По данным Росптицесоюза, в этом году в РФ произведут 1,37 млн т мяса птицы, что на 15,2% больше, чем в 2004 году. Гендиректор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева прогнозирует, что, несмотря на грипп, в следующем году у нас будет произведено 1,57 млн т птичьего мяса. Тем не менее, отечественные производители удовлетворяют всего чуть более половины (53%) от общего объема быстро растущего российского рынка мяса птицы, который в этом году оценивается в $5 млрд (2 млн 570 тыс т продукта). В связи с этим многие российские птицеводы расширяют производство, особенно наиболее популярного сейчас охлажденного мяса кур. Например, компания "Золотой петушок Инвест", владеющая куриным производством в Липецкой области мощностью 38,2 тыс. т в год, недавно вложила $25 млн в производство охлажденной курятины в Брянске. Там будут производить 35 тыс. т мяса в год, а в производство в Липецкой области увеличат до 60 тыс. тонн.
Впрочем, возможно, птицеводам все-таки придется учесть фактор птичьего гриппа в своих бизнес-планах. Если события начнут развиваться по худшему сценарию (распространение вируса), то птицу придется уничтожать, а предприятия закрывать. Последствия для отрасли, разумеется, будут самые печальные. Но ничего хорошего не сулит и потребительская паника. Чтобы ее избежать, в некоторых странах производители решили в поединке с вирусом играть на опережение. Например, на Таиланде, где произошла предыдущая вспышка этого заболевания, практически все производители перешли на выпуск готовой продукции – термически обработанного мяса, которое уж точно не представляет опасности для здоровья.
Но даже если эпидемии, эпизоотии и просто паники удастся избежать, расходы на производство мяса птицы, видимо, все равно возрастут. Они уже возрастают. "Мы проводим термическую обработку комбикормов, перестали использовать повторно тару, в которой поставляем продукцию в магазины. В итоге наши расходы повысились на 15%", – говорит генеральный директор ОАО "Ленптицепром" Юрий Трусов. А все это неизбежно скажется на стоимости курочек и яичек: у нас в стране прогнозируется рост цен на продукцию птицеводства на 10-15%. Таким образом, птичий грипп скорее ударит по нашему кошельку, чем по здоровью.
Есть, однако, и совершенно иной взгляд на всю эту проблему: H5N1 может быть методом ведения конкурентной борьбы. Конечно, не между местными производителями: во-первых, опасно у себя в стране в такие игры играть, а во-вторых, внутри России между производителями птицы конкуренции пока не наблюдается, поскольку рынок растет быстрее, чем производственные мощности. Сегодня в России "нет никого, кто был бы заинтересован в конкурентной борьбе", – полагает вице-президент американской Международной программы развития птицеводства Альберт Давлеев. Однако в международном масштабе российский птицепром уже переходит кое-кому дорогу...
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрной политике Сергей Лисовский (являющийся также председателем совета директоров АПК "Моссельпром" и вице-президентом Росптицесоюза) утверждает, что проблемы птичьего гриппа как таковой вообще нет. "Падеж домашней птицы в России был всегда, просто никому не надо было его выявлять. И тот падеж, который сейчас идет по стране, он в рамках предыдущих лет. Ничего экстремального не происходит. Только раньше это приписывали не птичьему гриппу. А птичий грипп он был, есть и будет. Это обычная ситуация в животноводстве, это внутренняя проблема санитарии в производстве", – заявил недавно Сергей Лисовский. При этом он высказал убеждение, что "шумиха вокруг птичьего гриппа" в России... проплачена из-за рубежа. Мало того: возможно, речь идет о диверсии против нашего государства!
Дело в том, что бурное развитие российского птицеводства уменьшает потребность страны в импорте мяса птицы. Разумеется, это не устраивает зарубежных поставщиков, крупнейшим из которых являются США. Горемычные "ножки Буша" стали причиной уже не одного обострения российско-американских отношений. Сейчас, например, проблема ветеринарной сертификации импорта мяса в России всплыла на наших с США переговорах по ВТО. Кроме того, 2 года назад Россия ввела квоты на импорт мяса птицы: они не уменьшили объемы зарубежных поставок (все страны-поставщики получили квоту исходя из сложившихся на рынке долей), а ограничили их рост. Благодаря этому российские птицеводы получили возможность наращивать производство в соответствии с ростом спроса и уже через год обошли по объемам продукции зарубежных поставщиков. В общем, зарубежные птицеводы почувствовали, что теряют российский рынок (по крайней мере, лишаются возможность использовать его активный рост). И тогда, по мнению сенатора Лисовского, они решились на крайнюю меру. "Это все очень похоже на продуманную диверсию. Не представляется сложным просчитать пути перелетных птиц. Можно подыграть под этих птиц диверсию, а можно заразить то озеро в Китае, с которого птицы прилетели к нам. Технически эта операция не дорогая и не сложная", – рассуждает он. Остается только посеять панику среди потребителей – и российским птицеводам будет несдобровать.
В общем, дело принимает шпионско-детективный оборот. И подозреваемые уже есть. Очевидно, в подтверждение гипотезы о диверсионном происхождении птичьего гриппа в РФ Сергей Лисовский ссылается на свою беседу с представителями комиссии сената США по аграрным вопросам. По его словам, на вопрос о том, что США будут делать, когда через 3 года Россия сможет полностью обеспечить себя куриным мясом, ему было заявлено: "Мы очень надеемся, что этого не произойдет". В принципе, для достижения желаемого эффекта достаточно совсем небольшого заражения – буквально нескольких фактов, но в разных регионах, а также грамотного "пиара". Дальнейший сценарий очевиден: народ в ужасе отказывается от опасного пернатого рациона – и российское птицеводство тихо загибается. Когда же страсти улягутся, российский рынок мяса птицы опять окажется в руках зарубежных производителей...
Конечно, есть в этой версии свои слабые места. Ну, скажем, не слишком ли опасный это способ устранения конкурентов – разослать заразу с перелетными птицами на полконтинента? А как же дружественная Европа, Турция? Теперь, говорят эксперты, опасность угрожает Северной Африке. А ведь весной птицы полетят обратно, на север... В принципе, тут ничего удивительного: практика показывает, что когда речь заходит о кровных геополитических или геоэкономических интересах США, Вашингтон не гнушается тем, чтобы "подставить" Европу. Кроме того, резонно предположить, что вспышки птичьего гриппа обязаны своим происхождением не только борьбой за российский рынок: они происходили и ранее, а в настоящее время зарегистрированы не только в окрестностях РФ, но даже в Латинской Америке. Так что становится практически невозможным установить, имела ли место действительно диверсия в отношении России или же речь идет о стихийном возникновении очередного очага болезни. А значит, обвинения в адрес конкурентов могут оказаться беспочвенными и уж точно будут недоказуемыми. Не менее сомнительной диверсией представляется и сеяние паники на потребительском рынке: ведь она может надолго подорвать рост спроса на курятину (в том числе, и американскую) в России и, чего доброго, перекинуться на американский рынок. Или "птицеводы-диверсанты" уверены, что генетически модифицированные "ножки Буша" никакой грипп не проймет?
Впрочем, птицеводы не зацикливаются на одном извечном для России вопросе "кто виноват?", а быстро переходят к другому – "что делать?" По словам Сергея Лисовского, российские производители будут объединяться, чтобы отстаивать свои права. В частности, ряд производителей мясопродуктов страны договорились разработать пропагандистскую кампанию общенационального масштаба и обратиться к российским потребителям с предложением не покупать импортную продукцию. "Это будет самый действенный ответ на все провокации", – считает С.Лисовский. К тому же, по его мнению, проблема тут состоит "не только в захвате российских рынков, но и в здоровье нации", поскольку, по данным сенатора, 49% импортных мясных продуктов содержат генетически модифицированные добавки.
Справедливости ради следует отметить, что птичий грипп вызывает не только раздоры и взаимные подозрения у птицеводов. Он же и сплачивает их на мировом уровне. В конце октября представители птицеводческих отраслей Аргентины, Бразилии, Китая, ЕС, Мексики, России, Таиланда и США создали Международный птицеводческий совет (International Poultry Council – IPC) со штаб-квартирой в Париже. Как сообщается в пресс-релизе IPC, целью новой организации является решение проблем, общих для всех национальных птицеводческих отраслей, а также защита их интересов. Согласно уставу новой организации, работа IPC будет направлена на благо всей мировой птицеводческой отрасли, на улучшение взаимоотношений, устранение непонимания и развитие сотрудничества как в общественном, так и в частном секторе. И, конечно же, первым пунктом повести дня заседания Совета значилась организация мировой информационной кампании по птичьему гриппу. "Совет, – по словам его президента Джеймса Самнера (являющегося также президентом Совета США по экспорту домашней птицы и яиц), – постарается своевременно предоставлять достоверную информацию о вирусе птичьего гриппа, чтобы помочь отделить слухи от реальности". Первым делом IPC будет разъяснять потребителям, что "вирус птичьего гриппа погибает в процессе приготовления, поэтому есть мясо курицы безопасно". Цена вопроса довольно велика: мировую птицеводческую индустрию можно считать спасенной только в случае, если потребителя удастся успокоить на этот счет.