ФОТО: Первый канал |
Вот эта стойкая мифологема – Есенин как однокорытник всех арестантов – занозой сидит в сознании наших людей, которым и адресован новейший сериал Первого канала, как всегда от продюсерской пары Эрнст–Максимов.
Фото: Первый канал |
Нет, я не против версий хоть бабушкиного извода: Горького, Крупскую, Маяковского, Есенина, не знаю там, Аллилуеву – всех Сталин мочканул. Про Есенина эта байка базируется на чистейших предположениях, как, впрочем, и про остальных – но все же есть реальные поводы, чего греха таить: очень страшная посмертная фотография поэта, действительно категорически непрофессионально проведенная экспертиза самоубийства и море слухов. Против "жидовского следа" – всем известная симпатия крестьянского самородка к главному тогдашнему еврею Троцкому и нелюбовь к нему одного из немногочисленных русских начальников – Бухарина. Но и это не важно. Можно считать как угодно. Я лично думаю, что Есенина никто не убивал, а если и да, то чисто случайно, по недоразумению. Целенаправленно в 1925 году убить такую фигуру могли только с личного распоряжения Сталина, о чем сериал (и все доступные источники) начисто умалчивают. По зрелом размышлении ясно – не за что было Хозяину ненавидеть ничего для него не значащего героя ресторанных скандалов, они были из разных тусовок, к тому же Есенин Совдепию искренне любил. Но я тут авторитет только самому себе, история темная – я также думаю, что Шолохов не написал ни строчки "Тихого Дона", а на Нобелевку его и портрет в ЦДЛ это не влияет. В сухом остатке – некое произведение.
Фото: Первый канал |
Но почему же остальные исторические лица напоминают исключительно героев бульварных комиксов, в лучшем случае – сериала про "Ментов"? Ну приклеили Хабенскому усики, а дальше? А где тогда чувство юмора? Где приколы? Когда Есенин бьет по мордасам Пастернака (!), хочется самому влезть в петлю от удушающей пошлости этой омерзительной, высосанной в лучшем случае из пальца сцены. И весь фильм такой – невыносимо пошлый (кроме линии современной, где играет по-настоящему хороший актер Александр Михайлов).
Фото: Первый канал |
И вот смотришь на всю эту экранную вакханалию, звезд этих сериальных, даже и иностранных (долговязую Шон Янг не поленились пригласить на роль маленькой воздушной Айседоры Дункан), и понимаешь – так творится уже не тюремная мифология, инспирированная пусть и ложной, слезливой и неадекватной, но искренней любовью вечно голодной блататы к их невольному певцу. Это наша, современная, "новороссиянская" мерзость. Когда сидит кремлевский выкормыш, какой-нибудь очередной сто третий замначальника президентской администрации, и думает – блин, ну надо ж национальную идею на телеке помощней задвигать... А подать сюда – а вот хотя бы поэта невинно убиенного... Про него вон книжку этот, ну, из "Бригады", навалял. Папа? Неважно. Народу что нужно? Чтоб ему популярно, на принятом в правительственной среде новоязе, объяснили, что, мол, "брателло Серега", "алкоголик и крамольник", голытьба, но с великим талантом стишки пописывать, в школе учили, – он ваще-то не по понятиям жил, накрошил булку на крупняка из хозяйской команды, а его под черный пиар, и завалили быки, и притом позорные. Там же как? Вокруг него все были пальцегнутые, маузер на поясе, чуть что – к стенке. Телки тоже тогда много выеживались, из-за них, зараз, проблемы не только у правильных пацанов из администрации, а даже у великих типа поэтов были – мама не горюй! И по Первому чисто в прайм-тайм залудим, ну, там, вся ботва – Сталин, Дзержинский, белые-красные... Молодежь, опять же – пускай просвещается, классику вспоминает. Следующим номером про Маяковского спроворим, все силы на идею пустим...
О, бедная русская литература! Сколько в тебе еще сериальных тайн!
Фото: Первый канал |
Но обратная сторона этой медали – полнейшее пренебрежение к правде, царство масскульта, засилие пошлости, поистине апокалиптическая бессовестность авторов. Поэтов, которых большевики морили и убивали, мировых гениев, среди которых Есенин – просто карлик, Блока, Мандельштама, да тех же Маяковского и Пастернака хлопают по плечу недоучки, самостийные историки, выпускники режиссерских курсов и плохих актерских школ... И радуются оттого, что "электорат" не просекает всей нагловатой убогости этого проекта. Господа, вы хорошо научились делать сериалы про современных героев – убийц, бандитов, ментов, проституток, охранников. Может, не стоит лезть этими же лапами в историю и литературу, перенося туда современный антураж без всякого осмысления? Вас смотрят миллионы, детишек жалко. Очень уж противно от вашей административно-восторженной позы. И, кстати, причем тут Есенин?