|
"Yтро": Расскажите об истории компании. Как все начиналось?
Владимир Федотов: Группа компаний "МЕТТЭМ", недавно отметившая свое пятнадцатилетие, начиналась как многопрофильное предприятие, и одним из направлений его деятельности было как раз производство фильтров для очистки воды. Вскоре это подразделение оформилось в самостоятельную компанию "МЕТТЭМ-Технологии", которая вот уже 12 лет занимается данным проектом и делает это, на мой взгляд, достаточно успешно. Первым нашим продуктом был фильтр-кувшин, который практически сразу начал хорошо продаваться. Потом появились и другие модели. В 2005 г. мы планируем продать 1 млн фильтров и порядка 5 млн сменных кассет. Суммарно же за годы существования компании уже больше 4 млн российских семей выбрали нашу продукцию, и мы этим гордимся.
"Y": А почему решили сконцентрироваться именно на фильтрах?
В.Ф.: По целому ряду причин. Во-первых, как я уже сказал, с самого начала они хорошо продавались, и было видно, что, если вкладывать усилия и средства, это направление будет развиваться и дальше. А во-вторых, как говорит наш коммерческий директор, фильтр – это "гуманный продукт", который действительно приносит пользу людям.
"Y": На сегодняшний день компания занимает примерно 40% рынка фильтров-кувшинов в России, в чем секрет такого успеха?
В.Ф.: Первым слагаемым успеха я считаю тот факт, что мы сумели разглядеть в этом новом для российского рынка продукте то, что действительно будет иметь спрос. Мы достаточно быстро поняли: чтобы быть успешным, необходимо делать этот продукт качественным, без всяких поправок на нашу российскую действительность. Некоторые отечественные производители совершают ошибку, говоря: "В России можно сделать и похуже – сойдет". Это к успеху не приведет. Если не удается производить качественный продукт, не стоит делать этого вовсе. Мы сразу же стали обращать внимание на качество во всех его аспектах, и прежде всего на эффективность очистки, то есть основные функциональные свойства фильтра. Для этого у нас есть очень серьезная научная база, в лаборатории работают доктора наук, кандидаты.
"Y": Вы заговорили о научных разработках. Как сейчас развивается это направление в компании?
В.Ф.: Основной акцент сделан на совершенствование выпускаемой продукции. Мы проводим исследования, направленные на увеличение ресурса сменной кассеты, повышение эффективности ее работы. И, конечно, разрабатываем новые изделия. Только в этом году у нас появилась новая сменная кассета с функцией очистки от железа – "БАРЬЕР-7".
"Y": Вероятно, создание такой кассеты продиктовано чисто российскими условиями?
В.Ф.: Да, в России ржавая вода – достаточно серьезная проблема. В Европе это менее актуально, потому что водопроводы там, как правило, все-таки оцинкованные, пластиковые или медные.
"Y": Как давно у вас существует научная лаборатория?
В.Ф.: Она ровесница самой компании. Наша продукция изначально была инновационной и очень наукоемкой. Более того, первое время мы не уделяли достаточного внимания дизайну и маркетингу. Главное было создать фильтр-кувшин, который эффективно очищал водопроводную воду. Только потом мы стали совершенствовать дизайн фильтра, сделали его удобным для потребителя. Доля инноваций в нашем продукте всегда будет оставаться высокой, ведь конкуренция усиливается, и мы должны быть не просто хорошими, а лучшими.
"Y": Обстановка с пресной водой с каждым годом становится хуже, и кажется, что спрос на фильтры должен быть очень высоким. Как вы оцениваете сегодня рынок фильтров, каковы его перспективы развития?
В.Ф.: Вы правы, вода лучше не становится – не только в России, но и в мире. И ежегодный прирост российского рынка фильтров в десятки процентов – тому яркое доказательство. Когда мы начинали, мы были первой российской компанией-производителем фильтров-кувшинов, на рынке кроме нас присутствовала только одна иностранная фирма. Сейчас общее число производителей достигло пяти.
"Y": Каковы объемы рынка сейчас?
В.Ф.: Если говорить о фильтрах-кувшинах, думаю, это порядка $50 млн в год. В мире это очень большой рынок. Но через 2-3 года Россия его догонит.
"Y": Насколько сильна конкуренция с иностранными производителями фильтров, ведь в сознании наших людей "иностранное" означает "лучшее". Могут ли российские производители фильтров потеснить иностранных? За счет чего?
В.Ф.: Это свершившийся факт. Россия – единственная страна, где в секторе фильтров-кувшинов с большим отрывом лидирует национальный производитель, а не глобальная компания.
Так что ответ – да, возможно. Наш потребитель, "к сожалению", имел возможность убедиться в том, что западная продукция достаточно качественная. Конкурировать с ней отечественному производителю можно, только если делать продукт не хуже, без всяких скидок и поправок на нашу действительность.
"Y": Но ведь "БАРЬЕР" выигрывает еще и ценой.
В.Ф.: Да, верно, цена – наше конкурентное преимущество, но отнюдь не единственное. Строить стратегию развития компании только на низкой цене неправильно. Главное – высокое качество продукции.
"Y": Почему вы решили сами осваивать зарубежные рынки?
В.Ф.: Российский рынок большой, но отнюдь не бесконечный. Если здесь мы можем конкурировать с мировым лидером, почему не сделать этого за рубежом?! Рынок водоочистителей в мире сейчас переживает настоящий бум, и мы хотим в этом поучаствовать. Кстати, как покупатели сырья мы давно присутствуем на зарубежных рынках. Это очень полезный опыт, потому что узнаешь, как работают другие люди, компании, можешь чему-то научиться.
"Y": Но ведь вам придется экспортировать продукцию, и ее цена возрастет.
В.Ф.: Не только экспортировать! Мы можем производить пластмассовые детали для фильтров где угодно – в Европе, в Азии. Только производство сменных кассет мы намерены и впредь размещать в России, так как здесь очень важно четкое соблюдать технологии. Единственная сложность – процедура вхождения на новый рынок, но эта игра стоит свеч. Пока рост экспорта у нас опережает рост в России, и я думаю, что мы будем эту тенденцию сохранять. Если сейчас доля экспорта в продажах нашей продукции занимает 10%, то через пару лет будет уже 15-20%.
"Y": Какие фильтры вы сейчас производите, и что пользуется особой популярностью?
В.Ф.: Сегодня, как компания-лидер, мы представлены во всех секторах бытовых водоочистителей. Подчеркиваю, бытовых. То есть наша продукция предназначена для использования на кухне, в квартире. Мы производим фильтры-кувшины, фильтры-насадки на кран и проточные, в том числе обратноосмотические, водоочистители. Примерно 95% наших продаж приходится на фильтры-кувшины. Это сегодня самый популярный продукт в России, потому что он довольно доступный, но при этом эффективно решает проблему низкого качества водопроводной воды.
"Y": Какие еще преимущества есть у фильтра-кувшина?
В.Ф.: Он очень прост в использовании, его не нужно специально устанавливать, как обратноосмотический водоочиститель. Многие люди, которые могут себе позволить более дорогие модели фильтров, тем не менее, пользуются кувшинами, потому что они эффективно решают проблему очистки водопроводной воды.
"Y": Как выбрать фильтр-кувшин и сменную кассету к нему?
В.Ф.: В первую очередь, следует обращать внимание на репутацию производителя. Мы стараемся формировать наш продуктовый ряд так, чтобы проблема выбора не была такой сложной. Сегодня наша компания производит четыре типа сменных кассет. Основная, "БАРЬЕР-4", подходит для обычной водопроводной воды. Есть кассета для жесткой воды, если вы не хотите иметь накипь в чайнике. Кассета с очисткой от железа, о которой мы уже говорили. И есть уникальная для нашего рынка кассета с фторирующим действием, которая дозированно добавляет в воду фтор – "БАРЬЕР-5". Что касается моделей фильтров-кувшинов, то здесь все зависит от личных предпочтений: одному нужен кувшин побольше, другому – такой, который размещается на дверце холодильника. Сегодня мы производим 5 моделей фильтров-кувшинов, а кассеты подходят к каждому их них.
"Y": Как часто надо менять кассеты?
В.Ф.: Путем длительных исследований мы пришли к выводу, что максимальный ресурс сменной кассеты – 3 месяца. Больше она работать не должна. Хотя наш ГОСТ требует для подобного рода продукции двукратный запас прочности. Это значит, что если на упаковке написано "максимальный ресурс – 350 литров", то до 700 литров кассета будет продолжать очищать воду, правда, с меньшей эффективностью. Западные производители вообще не говорят ничего о ресурсе и предлагают менять кассету раз в месяц.
"Y": Я знаю, многие ориентируются на скорость, с которой вода проходит через кассету, – если она замедляется, пора менять.
В.Ф.: Это не совсем правильно. Мы, например, добились того, чтобы скорость очистки оставалась постоянной на протяжении всего срока службы кассеты. Так что самый лучший способ – все-таки руководствоваться временем
"Y": Каковы ваши планы по дальнейшему развитию компании?
В.Ф.: Собираемся расти и дальше, вместе с рынком и даже опережая его, выпускать новые модели, сохранять лидерство.