Айсберг вопит и стонет на пол-океана

Читать в полной версии →
Найден источник леденящих душу "песен", которые несколько лет пугали исследователей Антарктиды. Плач и стоны рождаются внутри гигантской глыбы льда, застрявшей у берегов континента




"То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя", описывал Александр Сергеевич Пушкин зимнюю бурю. Если бы немецкие ученые читали произведения великого русского поэта, то именно эти строки пришли бы им на ум, когда они впервые услышали вой и плач, которые раздаются на юге Атлантического океана. Изучая сейсмическую активность у берегов Антарктиды, специалисты из германского Института полярных и морских исследований Альфреда Вегенера услышали странную "песню". Точнее, загадочные звуки были зафиксированы приборами, потому что человеческое ухо не способно уловить столь низкий звук. Однако, если записать его на пленку и воспроизвести с ускорением, то из динамиков донесутся глухие удары, трагические стоны и сумасшедшие вопли.

Несколько лет этот леденящий душу шум оставался одним из природных феноменов, выяснить происхождение которого исследователям никак не удавалось. Однако в последнем номере журнала Science немецкие геофизики объявили, что сумели раскрыть эту тайну. Как показало исследование, океанским "певцом" является огромный айсберг размером 25 на 15 километров. "Плачет" антарктический скиталец о своей жизни, которую ему, видимо, предстоит провести прикованным к одному месту. Дело в том, что 22 апреля 2000 г. в результате землетрясения эта гигантская дрейфующая глыба льда, обозначаемая как B-09A, налетела на выступ земной коры (нечто вроде подводного полуострова у побережья континента) и остановилась. По словам ученых, в тот самый момент, когда произошло столкновение, воздух над океаном на тысячи километров пронзил ужасающий "крик", и с тех пор айсберг не унимался.

Он гудит то как пчелиный рой, то как настраивающийся оркестр, то как двигатели набирающего скорость самолета. Однако при этом звуки как будто имеют человеческие интонации. "В мелодии даже можно услышать высокие и низкие ноты – прямо как в настоящей песне", – рассказывает геофизик Вера Шлиндвайн из Института Вегенера. Источник этих океанских романсов находится внутри B-09A, который, став препятствием на пути течений, превратился в музыкальный инструмент. "Когда айсберг застрял в морском дне, с ним начало происходить то же, что с камнем в быстрой реке, – говорит исследовательница. – Вода под высоким давлением проходит сквозь его трещины и тоннели, и айсберг поет".

Поняв причину уникального природного явления, практичные немцы тут же придумали применение для своих исследований на благо мира, которому грозит сейсмическая катастрофа. "Репертуар" ледяного колосса весьма похож на тот, который исполняют вулканы перед извержением. Ученые предполагают, что в случае с вулканами звуки издает газ, собирающийся в жерле, или массы магмы, готовые вырваться на поверхность земли. Однако на пути изучения внутренних процессов активных вулканов имеются известные сложности, тогда как разобраться в "песнях" айсберга значительно легче. Словами Пушкина, "лед и пламень" сошлись в одном исследовании. А если гипотеза о сходном происхождении звуков в обоих случаях подтвердится, то у сейсмологов появится реальный шанс научиться еще более точно предсказывать извержения вулканов.

Александр СТАРКОВ |
Выбор читателей