Раздел Черного моря устроят из-за океана

Читать в полной версии →
Страшно подумать, что ждет черноморский регион, если там сойдутся интересы трех империй. Все эти игры в "кордоны", борьба за демократию и газотранзитные дрязги напоминают разбрасывание факелов возле бочки с порохом




На постсоветском пространстве становится одной организацией больше. Причем, возникает не просто новый "формат" из прежних участников (про которых уже впору сказать словами из басни Крылова "а вы, друзья, как ни садитесь..."), а объединение, охватившее сразу несколько государств СНГ, Юго-Восточной Европы и даже стран-членов ЕС. О его создании было объявлено на проходившем в Киеве в начале декабря форуме стран Балтийско-Черноморско-Каспийского региона. Там высокие представители Украины, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии, а также Македонии, Словении и Румынии приняли декларацию о создании Сообщества демократического выбора (СДВ). Однако этим пока и ограничились – ни о каких учредительных документах в Киеве речи не шло. Зато договорились встречаться на высшем уровне аж трижды в год.

Пожалуй, впервые с 1992 г.. на постсоветском пространстве появилась аббревиатура не технического характера (как ЕЭП или ОДКБ) и не являющаяся простой географической привязкой (как ГУАМ или ЕврАзЭС). Появилось название, имеющее какое-то идеологическое наполнение. Как название СНГ – "Содружество независимых государств" – отражало суть распада СССР: "мы дружим, но мы независимые" (причем, никого не смущало это сочетание – "независимые государства" – масло масляное), так и "Сообщество демократического выбора" указывает, как минимум, на политическую ориентацию его участников. Они выбрали демократию. Казалось бы, ну и что тут особенного? "Демократический выбор" сегодня прописан, наверное, в конституциях всех стран мира. Это своеобразное правило хорошего международного тона. Однако практика показывает, что демократия демократии рознь: у кого-то она "цивилизованная", а кому-то ее приходится нести на танках и прививать крылатыми ракетами. Так вот, СДВ – демократия самая чистая и верная: она началась с "благословения" Главного носителя этой самой демократии, и входят в организацию только проверенные и верные борцы. Здесь уместно напомнить, что Россию (единственную страну, имеющую отношение сразу ко всем трем вышеуказанным морям) пригласили к столу СДВ только в качестве наблюдателя (демократией не вышла), от чего она, разумеется, отказалась. На киевском форуме РФ была представлена старшим советником своего посольства на Украине....

Но если собрались одни единомышленники и "крыша" есть, то почему же тогда с формальным учреждением СДВ вышла загвоздка? Прежде всего потому, что основатели новой организации пока даже не решили, чем и как конкретно будет заниматься их детище (а ведь это надо еще и на бумаге как-то изложить). Как нести эту самую демократию отсталым соседям (особенно если эти соседи снабжают тебя нефтью и газом)? Хозяин встречи президент Ющенко смог лишь "накидать" до кучи ряд проблем, которые, по идее, должна решать СДВ: "Как бороться с организованной преступностью? Как бороться с фальсификациями, которые уже часто становятся традиционными в несвободных режимах? Как бороться с бедностью? Как сделать равнодоступными возможности людей в доступе к таким благам, как медицина, образование и т.п..". И действительно, как? Ответов пока не последовало.

Кордон или ГУАМ?

Впрочем, главное было заявить о себе и своем "выборе", а большего от форума и не требовалось (на нынешнем этапе). Ведь само название и состав участников новой коалиции, а также покровительство США и ОБСЕ (представители которых присутствовали на форуме) сразу же дают понять, о чем и как тут будет идти речь. Создается довольно масштабное антироссийское объединение, "реинкарнация" того самого "санитарного кордона", который был некогда выстроен Европой против большевистской России вдоль ее западной и юго-западной границы. Этот кордон чуть было не возродился сразу же после распада СССР: тогда националистические силы Прибалтики, Украины и Белоруссии носились с идеей создания Балтийско-Черноморского содружества (БЧС), или, как его еще называли, союза стран Межморья. Но на том этапе изоляция России была не нужна Западу, и кипучую энергию "межморов" сумели перенаправить на интернациональную цель – вступление в ЕС.

Однако теперь ситуация иная: Россия стала слишком своевольным и сильным партнером. Чтобы этого не допустить, на Западе вновь вспомнили о кордоне. Инициатива на этот раз принадлежит США, которые хотят убить сразу двух зайцев: нейтрализовать Россию на западном и юго-западном направлении, а также отделить ее от Евросоюза цепочкой проамерикански настроенных государств. Это чтобы Россия чего доброго не интегрировалась в Европу и чтобы получше контролировать энергоснабжение ЕС – серьезного конкурента США на мировой арене.

Антироссийский характер СДВ был очевиден еще на стадии подготовки к его созданию – когда в августе этого года Саакашвили и Ющенко объявили о намерении создать "демократическую" альтернативу СНГ. По мнению главы международного комитета Госдумы Константин Косачева, это "столь же мертворожденный ребенок, как и созданный ранее ГУАМ", как и "любой проект, который запускается против какой-либо страны". Однако с последним утверждением многие эксперты не согласны.. После августовских начинаний Ющенко-Саакашвили еще можно было говорить о СДВ как о "новом ГУ(У)АМ". "Пока это еще не работающий проект, а продолжение абстрактной мечты некоторых политиков превратить Россию во второсортную державу, – отмечал тогда политолог Сергей Марков. – За этим проектом в настоящий момент не стоит никакой силы. Реальной для России угроза станет завтра, когда США возьмут под свой протекторат и на финансирование проект балтийско-черноморского блока с анти-ЕС и антироссийской целями". Вот, собственно, это "наделение силами и средствами" нового проекта и происходит сейчас, спустя всего три месяца после его появления на свет...

В отличие от ГУАМ – организации территориально и идейно разобщенной – здесь перед нами довольно дисциплинированный коллектив (многие персонажи получили свои "роли" по специально организованному "революционному кастингу"), сориентированный на борьбу с "диктатурами" на территории СНГ. У стран СДВ много общего и в сфере экономики: они зависят от российских энергоносителей, а многие из них делают ставку на транзит углеводородов в Западную Европу. Следовательно, у них есть определенные счеты с РФ, и, действуя единым фронтом, они могут рассчитывать на больший успех в "диалоге" с Москвой. К тому же страны СДВ, в основном, граничат друг с другом. Это, кстати, является еще одним подтверждением "кордонной" сущности СДВ: у новой организации просто удивительный территориальный формат – дуга, протянувшаяся между тремя морями вдоль границ России.

Только два звена пока выпадают из этой дуги: Азербайджан, занявший выжидательную, но в целом довольно благосклонную позицию, а также Белоруссия, идейно чуждая СДВ.. Она, как и Россия, является пока не субъектом, а объектом намеченной "демократизации" (кстати, на форуме присутствовал единый кандидат от белорусской оппозиции Александр Милинкевич). Причем эксперты не исключают того, что цепочка СДВ обретет свои недостающие звенья уже в недалеком будущем, а возможно, протянется и за Каспий.

Всесоюзная здравница на Кара-Богазе....

А пока СДВ выстраивает свои боевые порядки против одной экс-империи, у него на фланге расширяет свое влияние другая. Речь идет о Турции, некогда Османской империи. Было время, когда она занимала весь Ближний Восток, большую часть Средиземноморья, немалый кусок Европы и Кавказа. Но и теперь, "ужавшись" до размеров Германии и Франции вместе взятых, она не оставляет мечты о "Великом Туране". В Турции встречаются листовки следующего содержания: "Обращаемся ко всем туркам, потерявшим свою цель. Забрав все, что было отобрано силой, восстановим справедливость. Мы, как один Тюрок, должны быть представлены на будущей карте мира". Эти слова адресованы всем тюркским народам, в том числе азербайджанцам, туркменам, узбекам, крымским татарам. Среднеазиатский регион вообще иногда называют в Турции старым термином Туркестан, а некоторые турецкие исламские организации выступают за создание на евроазиатском пространстве "всемирного тюркско-исламского союза". Официальная Анкара дистанцируется от них, однако и не запрещает выступать с подобными лозунгами. Но как знать – если ее переговоры о вступлении в ЕС зависнут, не вспомнит ли она свое имперское прошлое?

Потихонечку, избегая официоза, турки давно занимаются восстановлением своего влияния там, где когда-то простиралась их империя, и даже дальше. Частный турецкий капитал, торговые компании и религиозные организации за последние 15 лет неплохо освоились в ряде постсоветских республик. В то же время Россию, когда-то служившую основной силой, сдерживающей экспансию Турции на север и северо-восток, бывшие "младшие братья" (при поддержке США) теперь лишают влияния не только на Каспии, но и на Черном море. Ставшие самостоятельными игроками региональной арены, Азербайджан, Грузия и Украина симпатизируют Турции и стремятся в НАТО (а Турция, как известно, "форпост" альянса в своем регионе). Туда же смотрят и Болгария с Румынией. К сожалению, наши восточноевропейцы мыслят формальными категориями. Они полагают, что как член НАТО Турция – их союзник, и этим все сказано. Но копни чуть глубже "институционального" уровня международных отношений, и будет ясно, что Турция – это по-прежнему соперник и претендент на лидерство в региональном масштабе.

И если на Каспии и в Центральной Азии просто чувствуется сильное влияние Турции, то Черное море превращается постепенно в турецкий Кара-Богаз.. С некоторых пор Анкара – в нарушение международного режима – диктует свои правила прохода танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы. Турция пытается играть ключевую роль в транзите между Южной Европой и Азией (который завязан на Черное море). Кроме того, она потихоньку создает опоры для своего влияния и на северном берегу моря. Одна из них – непризнанная Абхазия, с которой активно развиваются экономические контакты. Другая – Крым, где как на дрожжах растет татарское население, видящее в Турции своего покровителя. Сейчас на 2-миллионном полуострове проживает порядка 250 тыс. татар (из которых 100 тыс. еще даже не имеют гражданства Украины), но в ближайшие 5 лет, как ожидается, их число вырастет вдвое. Татары уже освоили малонаселенный степной Крым, свою "столицу" Бахчисарай, и теперь претендуют на "золотые" земли Южного берега полуострова. Турция финансирует Меджлис крымских татар, обеспечивает подготовку духовенства, активно занимается строительством – в общем, создает в "колыбели русского православия" мусульманский социум, ориентированный на заморского покровителя.

Но "точкой невозврата" для Крыма и всего Черного моря станет уход российского флота из Севастополя. Будучи перебазирован на Новороссийск, он окажется прижатым к северо-восточному побережью и превратится, по сути, во флотилию береговой обороны.. Чей флот стоит у южного берега Крыма – тот и контролирует Черное море. После 2017 г.. там, по всей видимости, будут стоять корабли НАТО. И, скорее всего, это будут турецкие корабли.

Опять на руку США?

Конечно, "кордон" не может не замечать, что творится у него на фланге. Украина уже давно не рада тому, как при "дружеском участии" Турции развернулись в Крыму татары, однако пока ничего не предпринимает, полагая, что они еще недостаточно окрепли, чтобы служить надежным противовесом русскоязычному населению полуострова. Румыния и Болгария тоже не могут не чувствовать нарастающего давления со стороны южного соседа, но они слепо верят в мудрость и силу США. Как показали события последних недель, Румыния становится проводником американского военного присутствия в Черноморском регионе. А новый (тоже, по сути, "оранжевый") президент Румынии Траян Бэсеску рассуждает в лучших традициях Остапа Бендера – "Запад нам поможет". Еще в августе, на встрече со студентами в Бухарестском университете, Бэсеску говорил о необходимости "интернационализации" Черного моря путем привлечения туда сил США и Великобритании. Ну как без них, родимых, обойтись, когда с севера – Россия, а с юга – Турция? Он приводил в пример Средиземное море, которое, по его словам, "оставалось зоной конфликтов вплоть до его интернационализации и размещения там VI Военно-морского флота США". А Черное море "в большей степени контролируется Российской Федерацией – дружественной нам державой, – но в недостаточной мере", – утверждает президент. Казалось бы, чтобы исключить конфликты, нужно помочь дружественной России усилить контроль над Черным морем? Оказывается, нет. Бэсеску заявил: "Мы решили исправить ситуацию путем проведения собственной политики по интернационализации Черного моря. И мы будем продвигаться по этому пути шаг за шагом". Более того, по словам румынского лидера, "предстоит бой за интернационализацию Черного моря, в котором новые наши партнеры будут добиваться военного присутствия и проведения собственной политики в этом регионе, а конечной его целью – и нашей внешней политики – является установление контроля за перемещением по Черному морю"....

Страшно подумать, что ждет черноморский регион, если на нем вот так сойдутся клином интересы трех империй – одной нынешней и двух бывших. Ведь все эти игры в "кордоны", борьба за демократию и газотранзитные дрязги напоминают разбрасывание горящих спичек возле бочки с порохом, которую представляет собой точка соприкосновения и взаимопроникновения разных цивилизаций. Привлечение сюда заокеанского "разводящего" не принесет ничего хорошего: как показывает практика, за тридевять земель от своей территории США не церемонятся, распутывая узел, а просто разрубают его – со всеми вытекающими для региона последствиями. Чтобы этого не произошло на Черном море, инициативу по распутыванию узла должны взять на себя Россия и Турция, действуя сообща. Ведь и Анкара вряд ли хотела бы американского военного присутствия на Черном море, а значит, она объективно заинтересована в том, чтобы мирно разделить здесь сферы влияния двух цивилизаций tet-a-tet. Невзирая ни на какие кордоны.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей