|
Безусловно, придется коснуться каких-то знаковых событий, одним из которых стало назначение в минувшем году нового министра культуры. В лице бывшего ректора Московской консерватории, А.С. Соколова кремлевская вертикаль власти получила еще одно безгласное и послушное орудие, ставшее знаменитым лишь в результате бюрократической разборки. Одним из главных деяний новоиспеченного министра стало обвинение своего предшественника, М.Е. Швыдкого, в коррупции, угроза судебного разбирательства, беспрецедентного на столь высоком уровне, и весьма холодное примирение, напоминающее скорее состояние "ни мира ни войны", нежели нормальные взаимоотношения чиновников, ратующих за улучшение состояния родной культуры и явственно высветившее проблему: в стране пока нет не то что "национальной идеи", а даже сколько-нибудь ясного понимания, куда мы движемся. В том числе и в культурном аспекте.
С одной стороны, на нужды культуры в следующем году выделено 50 млрд руб., что на 2% меньше чем в предыдущем (с учетом инфляции). С другой – это в разы больше, чем еще несколько лет назад (с тем же учетом). Вместе с тем, очевидно, что как ни повышай зарплаты библиотекарям и музейщикам, равные в среднем $100 в месяц, общее состояние дел в затратных отраслях, где невозможна прямая окупаемость, настолько удручающее, что основные фонды концентрируются в лишь нескольких крупных центрах страны, а провинция по-прежнему лежит в культурных руинах.
Стало очевидным, что в массовом сознании слово "культура" ассоциируется исключительно с кино и телевидением, причем с развлекательным. И второе куда больше влияет на "массы" во всех смыслах. Телерейтинги говорят, что любимым занятием россиян в минувшем году стал бесконечный просмотр сериалов и юмористических "аншлагоподобных" программ, причем в обоих случаях в сотнях клонов обоих жанров участвуют полтора десятка одних и тех же лиц, которых принято именовать артистами. Вытравить из души среднего телезрителя страсть к "юморинам" оказалось практически нереально, да никто и не стремился, поэтому все центральные каналы наперебой кинулись заполнять прайм-тайм выходных птенцами гнезда петросянова, оставляя будни бесконечным приключениям ментов (подчас полярной степени честности), представительниц древнейшей профессии и обитателей особняков на Рублевке.
Выцепить на этом фоне что-либо "культурное", но чтоб не по каналу "Культура", не представляется ни малейшей возможности, из чего стоит сделать вывод: начальству культура нужна лишь как заповедник для узкой прослойки никому не ведомых в нынешних реалиях "интеллигентов". Тратиться на нее нужно, мы же часть цивилизованного мира, но ужасно неохота. Прослойка вынуждена заботиться о себе сама.
Кино же российское в уходящем году сделало много, чтобы о нем заговорили уже не в свете "выхода из комы", а как о самостоятельном виде искусства, способного обогащать его создателей не только в духовном плане. Это радует, хотя наши лидеры проката как артефакты искусства от телевизионных приманок далеко не ушли – "9 рота", "Турецкий гамбит", "Статский советник", "Личный номер" и пр. – очень вторичные образцы, слепленные по голливудским лекалам и интересующие зрителя именно на предмет соответствия американскому уровню. Чтобы можно было похвастаться – а вот у нас Лукаса меньше любят, чем Бондарчука-младшего, а скоро будем любить Бекмамбетова сильнее Питера Джексона. Ну что ж, приятно, что во многом мы уже подошли к тому, что наше кино может заинтересовать еще кого-то, кроме нас самих, хотя своих Джармушей и Алленов пока не взрастили.
Из масштабных культурных событий 2005 г. не может выпасть долгожданная реконструкция Большого театра, потребовавшая таких денег, что у многих немосквичей отвисла челюсть – в провинции на них можно было бы построить пятнадцать театров. На этом фоне и в пику москвичам диссонансом звучало уничтожение культового места – Музея кино в Киноцентре и его печальная в своей неизвестности дальнейшая судьба. К концу года, надо еще заметить, Большой театр выдал на-гора невиданный скандал с отказом маэстро Ростроповича дирижировать постановкой "Войны и мира" на Новой сцене, что усугубляет сомнения в том, что главный театр страны олицетворяет каким-то образом отечественную культуру. Внимание публики в этой связи всегда будет больше привлечено к скандалу с балериной Волочковой, к ее физическим и моральным страданиям, нежели к проблемам оперного театра. Селяви, как говорится. Однако чтобы не оставалось негативного ощущения в отношении БТ, можно сказать, что премьера "Детей Розенталя" в интеллектуальном и культурном смысле оставляет все неурядицы главного театра страны далеко позади. Это было и останется одним из главных прорывов минувшего сезона.
В начале прошлого года с относительным успехом, но явно не "комом" прошла I Московская Биеннале современного искусства . Правда, приказала долго жить "АртКлязьма", что вызывает разочарование – на природе современное искусство часто выглядит привлекательнее. Впрочем, по количеству выставок Москва намного опережает все остальные города страны, так что на ниве изо зрительское внимание есть чему привлечь и помимо неслыханного скандала с картинами ГМИИ, которые злобные швейцарцы хотели захомутать в уплату долга жупела всех собственников русского госимущества заграницей – фирмы "Нога". Картины мы отбили, но, как говорится, неприятный осадок остался.
Из заметных скандалов (раз уж мы вознамерились уйти от благодушного взгляда на состояние дел) неожиданно заявила о себе официозно-скучная премия "Букер". Главную премию получил Денис Гуцко за роман "Без пути-следа", однако председателю жюри Василию Аксенову роман настолько не понравился, что он публично отказался объявлять имя лауреата. Фаворитом этого года считался Анатолий Найман с романом "Каблуков", его протежировал и председатель, однако в самой последний момент солидный "Букер" оконфузился, устроив маленький переполох в сонном царстве русской беллетристики.
И, наконец, нельзя умолчать об одном важном событии. Борис Гребенщиков, Сергей Шнуров, Вячеслав Бутусов, Земфира, группа "Би-2" и др. встречались в Кремле с Владиславом Сурковым, молодым замглавы президентской администрации. Встреча была закрыта для прессы, рок-звезды подозрительно молчали о ее итогах, но какие-то результаты известны: Земфира выступила на слете движения "Наши" под Селигером, а Борис Гребенщиков будет строить на телевидении альтернативную "Фабрику звезд". Чем это грозит "русскому року", остается только догадываться, но симптом весьма показательный – начальство, напуганное после революции на Украине "оранжевой угрозой", понимает всю важность привлечения на свою сторону не только официозных деятелей, но и квазиандеграунда. То, что чиновники беспокоятся о своем благополучии – понятно, но лозунг Андрея Макаревича "не надо прогибаться под изменчивый мир" явно приобретает в этом свете издевательское звучание.
В общем и целом нельзя сказать, что культурные процессы в России текли в 2005 г. как-то особенно бурно, оставили след в истории и двинули процесс особенно мощно, но поступательное движение налицо. Во всяком случае, будем надеяться, что обретение "национальной идеи" не обойдется без учета просчетов и достижений уходящего года.