В Питере задержан эстонский шпион

Читать в полной версии →
Пресс-служба УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила о том, что по подозрению в шпионаже задержан сотрудник одного из питерских оборонных заводов, завербованный эстонцами




Десятого января пресс-служба УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщила о том, что по подозрению в шпионаже задержан сотрудник одного из питерских оборонных заводов. Задержание прошло еще в конце декабря, а сейчас, по информации, поступившей из ФСБ, этот человек дает признательные показания.

Как выяснилось, в течение нескольких лет существовал канал передачи секретной информации в страны Североатлантического альянса. И все "благодаря" одному из российских офицеров, который был завербован эстонскими спецслужбами.

Еще в сентябре прошлого года на российско-эстонской границе сотрудники российской контрразведки перехватили 45 страниц чертежей "по вопросам военного кораблестроения". Дело в том, что тогда сотрудники Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области проводили очередную плановую акцию по досмотру международных поездов и автобусов. Ни для кого не секрет, что многие используют проводников и водителей автобусов для того, чтоб "передать посылочку". Причем зачастую передают то, что категорически запрещено провозить через границу.

В конце сентября на КПП "Ивангород" в кабине автобуса "Евролайн" контрразведчики обратили внимание на коробку от детского конструктора "МиГ-23", в котором обнаружили 45 страниц чертежей с грифом "совершенно секретно". Водители автобуса, напуганные произошедшим, торопливо рассказали, что 29 сентября на автобусном вокзале в Санкт-Петербурге к ним подошел довольно нервный гражданин, который попросил передать коробочку с детским конструктором некоему Андрею. Тот, по словам водителя автобуса и его напарника, сам подойдет к автобусу на вокзале в Таллине. Если что – на коробке написан номер телефона некоего Андрея.

Этого "Андрея" хорошо знали в ФСБ. Став гражданином Эстонии, бывший офицер Советской армии Александр Гончаров стал служить своей новой родине – Эстонии - в Департаменте охранной полиции, в контрразведке. По утверждению российских чекистов, именно телефон Гончарова был указан на коробке с "конструктором".

Несколько месяцев сотрудники ФСБ изучали всех, кто связан с военным кораблестроением в Петербурге. Нашли завод, с территории которого были вынесены чертежи, проработали всех, кто хоть однажды мог держать в руках эти чертежи. И в конце концов вышли на некоего Зайцева – офицера российских Вооруженных сил. На первом же допросе Зайцев сознался в содеянном и все рассказал...

...В советские времена Зайцев очень любил ездить в Прибалтику. Кроме того, у него в Эстонии похоронены родственники. Во время одной из поездок уже в независимое эстонское государство Зайцев познакомился с неким Александром Кабасовым, бывшим советским военнослужащим. Дальше – классика жанра: искренность, предупредительность, "ни в чем себе не отказывай", потом – смена интонации, потом – ультиматум: либо граница для тебя на замке, либо надо помочь "ха-а-рошему человеку".

Предлагались и деньги, правда, весьма незначительные. Даже за передачу посылок, содержащих секретную информацию, Зайцев платил из собственного кармана. Предателя грело только обещание содействовать его переезду в Эстонию на постоянное место жительства с последующим трудоустройством и прочими благами. И так четыре года. Понятно, что Александр Кабасов и Александр Гончаров – это одно лицо. В настоящее время сотрудники ФСБ выясняют других любителей отправить "посылочку" в Эстонию.

Борис АЛЕКСЕЕВ |
Выбор читателей