|
Даже в наши дни нередко натыкаешься взглядом на почти что канонические граффити с названием этого, без преувеличения, культового коллектива на стенах в подъездах, на школьных партах и в вагонах метро. Сколько уж лет "Нирваны" официально не существует – но актуальности сей бренд так и не потерял. Каждый год появляются DVD-диски с выступлениями группы, записываются всевозможные трибьюты, а Гас Ван Сент снял фильм о последних днях жизни Кобейна... В 2004-м был выпущен большой бокс-сет Nirvana "With The Lights Out" с самым разнообразным неизданным материалом и прочими интересностями. А в минувшем году вышла 22-трековая подборка лучших вещей из этого бокса "Sliver: The Best of the Box". Для коллекционеров данное издание ценно не только демо-версиями и редчайшими концертными записями, но и сразу тремя номерами, похоже, сознательно не включенными в бокс-сет: репетиционной версией "Come As You Are" в записи 1990 г. и "Sappy" и "Spank Thru" с демо-ленты 1985 г., с гитарой и вокалом Кобейна и Дейлом Кровером из The Melvins на басу и ударных. Интереснейший диск, причем не только для "упертых" фанов.
(****)
The Bloodhound Gang – "Hefty Fine" (2005)
Не секрет, что музыкальные коллективы можно слушать, можно на них просто смотреть, а можно делать то и другое вместе, причем визуальное сопровождение подчас довлеет над музыкальным. The Bloodhound Gang поначалу принадлежали к тем группам, которые казались равно мощными в обеих ипостасях. Их дебютный альбом и видеоролики обещали большое будущее; но оно, увы, не наступило. Взять хотя бы последний, пятый по счету, диск группы. Идеи песни "The Bad Touch" явно не дают покоя Джимми Попу и компании, даром что этот хит датируется аж 2000 годом. Твердя последние 5 лет одну и ту же шутку, "бладхаунды" разочаровали тех поклонников, кто ценил их хлесткий пост-панк, а теперь явно рискуют потерять и тех, кому был по нраву их не менее хлесткий хардкор. Сильных песен, сочетающих все те качества, которыми в свое время The Bloodhound Gang покорили аудиторию, на альбоме "Hefty Fine" практически нет – хотя и сделан он очень ладненько, с тяжелыми гитарами и провокационными текстами "ниже пояса". Но для по-настоящему удачной работы этого все же недостаточно.
(***)
Bob Marley & The Wailers – "Africa Unite: The Singles" (2005)
Солнечная музыка рэгги существовала, разумеется, задолго до Боба Марли, но именно ему, уроженцу Ямайки, выпала честь стать первым миссионером "новой культурной религии" в мире; еще при жизни Марли стал иконой музыки, а его рэгги-композиции при всей своей внешней легкости и непритязательности часто становились гимнами протеста. Впрочем, аскетичная, выдержанная в традиционной "растаманской" цветовой гамме обложка альбома настраивает все же на мирный лад – а среди россыпи хит-синглов присутствуют гиперпопулярные "I Shot the Sheriff", "No Woman No Cry", "Exodus" и "Could You Be Loved". А еще на пластинку вошел материал 1979 г., обнаруженный детьми легендарного музыканта почти четверть века спустя и лишь в уходящем году подготовленный к изданию при участии Эрика Клэптона.
(***)
The Syn – "Syndestructible" (2005)
До сего момента официальная дискография The Syn насчитывала лишь две виниловые сорокапятки "Created By Clive"/"Grounded" и "Flowerman"/"14 Hour Technicolor Dream", вышедшие в 1967 г. и представляющие из себя примечательные образчики тогдашней "британской гитарной психоделии". После распада группы в начале 1968-го музыканты разбрелись кто куда; к примеру, гитарист Питер Бэнкс и басист Крис Скуайр несколько месяцев спустя оказались в первом составе Yes... Трудно сказать, кому конкретно принадлежала идея возродить спустя почти 40 лет "команду молодости нашей" и записать с ней полноценный альбом (вероятно, вдохновившись удачным примером Керри Ливгрена с Proto-Kaw). Во всяком случае, Питер Бэнкс предложение вежливо отклонил; таким образом, из "старичков", помимо Скуайра, в работе над "Syndestructible" принял участие лишь седовласый вокалист Стив Нарделли. Но если ранние опусы группы имели достаточно мощный резонанс в тогдашней молодежной среде "модов" и хиппи, параллели сегодняшнему творчеству The Syn – мягкому арт-поп-року без острых углов и инструментальных изысков, хотя и, безусловно, отмеченному печатью профессионализма – следует искать у "поздних" Yes и в классических альбомах Алана Парсонса.
(****)
Devendra Banhart – "Cripple Crow" (2005)
В инди-роковых кругах Девендра Банхарт стоит несколько особняком. Взор 24-летнего уроженца Техаса, певца и гитариста устремлен на традиционные американские жанры, но подает он их под острым соусом из индийской экзотики/эзотерики. И таким вот макаром Банхарт записывает уже четвертый альбом, собственно "Cripple Crow". В сравнении с предыдущими "фрик-фолковыми" работами техасского индуса диск представляется гораздо более зрелым, с привкусом и джаза ("Some People Ride the Wave") и ностальгической хипповской "битлятинки". При этом Банхарт не увлекается нагромождением звуков, что идет ему явно на пользу, а просто поет свои чистые и светлые песни – ну прямо как Джордж Харрисон в период его увлечения индийской культурой. На сравнение с "Битлами" наталкивает и обложка "Cripple Crow", подозрительно напоминающая картинку с "Сержанта Пеппера". 22 трека и целых 75 минут настоящей акустической музыки, проникнутой духом Великих – такое довольно редко можно встретить в наши дни.
(*****)
Lana Lane – "Storybook: Tales From Europe and Japan" (2004, DVD)
Первый и пока единственный DVD самотитулованной "королевы симфонического рока" Ланы Лэйн, любовно составленный из произвольно надерганных видеозаписей ее выступлений последних лет, преимущественно японских. Страна восходящего солнца для артистки место вообще знаковое: пожалуй, именно безграничный фанатизм тамошних зрителей и побудил Лану в свое время "покуситься" на громкий титул. Хотя, по совести говоря, весь "симфонизм" звучания группы имени мадам обуславливается присутствием на сцене клавишника (и по совместительству мужа) Эрика Норландера, чьи помпезные интро, сочные аккорды и дозированные спринтерские забеги вдоль и поперек синтезаторов не позволяют воспринимать госпожу Лэйн совсем уж неоригинальным "женским клоном" позднего Rainbow. Некоторое представление об этом DVD может дать двойной аудиоконцертник "Return To Japan" (2004), в котором, как и здесь, "гостевые" гитарные партии Арьена Лукассена (Ayreon) с тура 2002 г. позднее были перезаписаны другим голландским сессионным гитаристом. А для тех, кто хотел бы ознакомиться с творчеством звездной четы, так сказать, в первозданном виде, издатель готов предложить еще три "номерных" альбома из бэк-каталога певицы: "Queen of the Ocean" (1999), "Secrets of Astrology" (2000) и "Project Shangri-La" (2002).
(***)
Пластинки для обзора предоставлены компаниями "Universal Music Russia"(1,2,3), CD-Maximum (6) и концерном "Группа Союз" (4,5).