Жрицы любви умеют не только "это"

Читать в полной версии →
Заниматься проституцией всегда было опасно, что наводило на мысли о необходимости мер по охране труда. Опасности подстерегали самые разные: разъяренная толпа, болезни, государство и клиенты с отклонениями




17 декабря 2005 г. не наша общественность в третий раз отметила Международный день борьбы с насилием по отношению к секс-работникам – именно так в последние годы предпочитают именовать себя представители древнейшей профессии обоих полов. Не пытайтесь искать этот красный день в календаре, праздник еще не получил признания ООН, однако серьезность его подготовки и проведения во многих странах мира этого не исключают. Ведь День 8 марта когда-то тоже начинался со скромной инициативы группы европейских социалистов...

Центром празднования стал веселый город Сан-Франциско. Праздничная недельная программа была организована Американской ассоциацией помощи секс-работникам и вызвала, как говаривали раньше, широкий общественный резонанс. Помимо развлекательных мероприятий участникам предлагались бесплатные семинары по вопросам безопасности и финансового планирования в секс-индустрии, повышения престижа секс-труда, а также взаимоотношения с муниципальными органами власти. Конгресс США прислал на мероприятия своего представителя, а мэр Сан-Франциско Гевин Ньюсон поддержал идею придания празднику официального статуса. Кстати, дата 17 декабря была выбрана не случайно. В этот день три года назад был вынесен вердикт по делу одиозного сексуального маньяка, убившего 46 проституток в местечке Грин Ривер близ Сиэтла.

Проституция существовала всегда, при любом правительстве и социально-экономическом строе: феодальном, рабовладельческом, ну и, естественно, рыночном. При социализме, как мы помним, секса не было, зато проституция была. Предполагалось, что ее не станет при коммунизме, однако этот тезис так и не удалось проверить на практике.

Профессия жриц любви всегда была чревата опасностями и наводила на мысли о необходимости мер по охране труда. Опасности подстерегали самые разные: разъяренная толпа с камнями, конкуренты, болезни, государство и, естественно, клиенты с отклонениями, коих хватало в любые времена. Особого разговора заслуживают отношения секс-тружениц с государственной машиной. Опасность с ее стороны может быть большей, чем от всех садистов, маньяков и извращенцев вместе взятых. Так, например, председатель Совнаркома В.И. Ульянов (Ленин) в своей известной телеграмме от 9 августа 1918 г. призывал проституток "расстреливать и вывозить". Как и в какой последовательности выполнялась эта загадочная директива – теперь остается только догадываться. Кстати, боролся Ильич с проститутками не столько из классовой ненависти (все-таки большинство из них были социально близкими), сколько из опасений, что продажная любовь плохо влияет на воинскую дисциплину и вообще способна сорвать мобилизацию в Красную Армию. Здесь вождь мирового пролетариата, конечно, погорячился. Понятно, что проституция и воинская дисциплина как-то взаимосвязаны, однако характер этой связи не так прямолинеен. Так, несколько позднее другой диктатор – Гитлер нашел эту связь благотворной и поощрял работу широкой сети фронтовых борделей, полагая, что они поднимают боевой дух фашистского воинства.

Трудно найти законы, связывающие форму политического устройства с отношением к проституции. Но одна общая закономерность прослеживается довольно ясно. Западные демократии, решая встать на путь контроля секс-индустрии, как правило, сосредотачивают силы не на отлове отдельных работниц, а на борьбе с организаторами и посредниками в секс-бизнесе. Так, в 1990-х годах в Новой Зеландии развернулась борьба с содержателями массажных салонов и сутенерами. Нешуточные тюремные сроки грозили тем из них, на кого поступали заявления от девушек с обвинениями в принуждении к занятию проституцией. В судах ряд дел развалилось по той причине, что принуждения не было, а был простой финансовый спор и сведение счетов на его основе. Однако вся кампания имела неоспоримую пользу, так показала решимость общества пресечь на корню криминализацию этой теневой по своей сути сферы. Результатом кампании стало также принятие в 2003 г. нового закона, регулирующего отношения в секс-бизнесе, – по мнению экспертов, одного из самых либеральных в мире. Цель новозеландских законодателей проста и понятна: сделать секс-услуги доступными и безопасными для страждущих, но при этом незаметными и ненавязчивыми для остальных. Естественно, при постоянном контроле общества за соблюдением законов и универсальных прав личности внутри этой своеобразной экономической отрасли.

Власти Швеции пошли в этом же направлении, но несколько другим путем. В 1999 г. в стране был принят закон, полностью легализовавший продажу секс-услуг и одновременно поставивший вне закона их покупку, после чего в стране развернулась настоящая охота на мужчин, покупающих любовь за деньги. Идеологической основой данного законодательства послужила популярная в Швеции точка зрения, что проституция является пережитком многовековой эксплуатации женщин и детей мужчинами. Одновременно с этим государством были выделены значительные фонды для проституток, желающих сменить сферу деятельности, а также на цели просвещения общества о целях и задачах проводящейся программы. Шведский эксперимент имел серьезный успех – стационарные бордели закрывались в массовом порядке, а количество уличных проституток за пять лет уменьшилось в 3 раза. Также шведы посчитали, что на их территорию ныне прибывают для занятия проституцией лишь от 200 до 400 иностранок в год, тогда как аналогичная цифра для соседней Финляндии составляет 15-17 тысяч. Шведский опыт серьезно изучается и, вероятно, в скором времени будет использован в Норвегии, Финляндии и Шотландии.

Что касается России, нам шведы не указ. Россия регулирует секс-индустрию по собственной схеме, близкой к азиатской – теневой, криминальной, с выборочным применением законов. Хотя традиции, близкие к нынешнему шведскому пониманию вопроса, в нашей стране были заложены еще великой русской литературой XIX столетия, а программы создания убежищ с трудовой переподготовкой проституток патронировались самим Иоанном Кронштадским и находили понимание в просвещенных кругах общества.

Сегодня трудно представить, что празднования, подобные сан-францисским, будут организованы, скажем, в Москве. Зато российские секс-работницы могут порой ощущать свое влияние на большую политику и показывать приходящим на смену новичкам газетные вырезки с описаниями похождений банного министра юстиции или человека, похожего на генерального прокурора.

Следующий крупный международный семинар работников секс-индуcтрии состоится с 9 по 12 июля 2006 г. в Лас-Вегасе. В нем уже изъявили желание принять участие представители религиозных организации, врачи, работники сферы санитарного просвещения, а также полиции. Тема семинара – "Безопасность и декриминализация сексуальной индустрии".

Иван ХЛУДОВ |
Выбор читателей